Белокаменных дел мастер из Старицы

 МАТВЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ  ЧЕРНЯТИН

(К 240-летию со дня рождения)

За спиной старицкого зодчего была большая жизнь и много творческих свершений: кузнечный ряд, Тутолминская больница, Дворянское здание в Твери, Божии храмы, гражданские постройки. И собственный дом – пусть скромный, но все же «чернятинский», где Матвей Алексеевич жил и работал почти 75 лет. Чернятин – один из многих архитекторов, формировавших облик русской провинции, ее специфику и своеобразие. Изучение творчества таких зодчих расширяет наше знание истории нестоличной архитектуры.

Торговый павильон

По церковным метрическим книгам Богородицерождественской церкви города Старицы мы проследили полностью генеалогическое древо интересующей семьи Чернятиных. Так, за 1771 год в метрической книге мы находим такую запись: «9 июля у посадского человека Алексея Федорова сына Чернятина родился сын Матвей…»

80-е годы XVIII столетия стали поворотным в судьбе Матвея Чернятина. В это время он учился в мещанской школе города Старицы, кстати, открывшей свои двери еще в 1777 году. В старицкий магистрат от тверского губернатора приходит уведомление, чтобы «двух способных учеников, прилежащих к наукам, прислали в Тверь для обучения архитекторскому делу». Так в 1785 году, в возрасте 14 лет, Матвей Чернятин попал в губернскую архитекторскую школу, основанную в 1783 году по указу тверского губернатора. Возглавлял школу губернский архитектор А. А. Трофимов. Здесь будущий старицкий зодчий штудировал архитекторскую грамоту, скрупулезно копировал, обмерял и составлял чертежи по поручению своего учителя. Конечно, не обошлось и без практической работы. И сегодня можно только догадываться, какие архитектурные идеи воплотил в жизнь молодой архитекторский ученик. Например, в 80-х года ХХ столетия архитектурно-археологическая экспедиция определила возраст кузниц и их архитектурно-конструктивные особенности на Старицком городище. Выложенные из крупных белокаменных блоков арочные фасады кузниц, огибая холм, примыкают друг к другу. Кузницы создавали не имеющий аналогов единый ансамбль, повторявший аркаду торговых рядов и не противоречивший торжественности и величию возвышавшихся над ними храмов. На одном из каменных блоков археологи обнаружили вырезанную дату – «1792». Видимо, это и есть дата постройки кузниц.

Старицкие кузницы

В возрасте 25 лет Матвей женился на купеческой дочери Анне Дмит­риевне Филипповой. В метрической книге Богородицерождественской церкви за 1796 год по этому поводу мы находим такую запись: «10 февраля после умершего Старицкого купца Алексея Федорова сына Чернятина, сын его Матфей женился первым браком у старицкого купца Дмитрия Федорова сына Филиппова на дочери его Анне».От этого брака в семье Чернятиных было рождено 8 детей: 6 дочерей — Евдокия, Агрипина, Марья, Ольга, Пиама, Анна, и два сына — Самуил  и Иван. Позднее шестеро детей Чернятиных связали свои родственные узы со старицкими купеческими семьями Филипповых, Веревкиных, Щукиных, Клушанцевых, Чернятиных.

В 1798 году обучение закончилось. В фондах старицкого магистрата Тверского архива указывается о прибытии в город Старицу Матвея Чернятина по представлению тверского губернатора И. А. Тейльса: «… Предлагаю городскому магистрату по нуждам, необходимым для города, быть ему Чернятину, по способностям архитектурным учеником, с производством ему жалования по семьдесят по пять рублей в год, впредь до усмотрения…» 20 июля 1798 года Матвей Алексеевич дает «клятвенное обещание» старицкого городовому магистрату: «Я, обещая, клянусь верно служить и во всем поменоваться, не щадя живота своего, до последней капли крови… Верная службе в пользу государственного интереса». Зарплата архитекторскому ученику была назначена старицким магистратом и составляла 6 рублей 25 копеек в месяц. А надо было кормить свою многочисленную семью. Вот почему, поработав немного архитекторс­ким учеником в городе Старице, Чернятин берется за самые различные занятия – Алексей Матвеевич занимается торговлей, заключает строительные подряды под собственный архитекторский надзор, выполняет многочисленные заказы по окрестным селам и усадьбам, для строительства церквей, домов и хозяйственных построек.

Дом священника Симеоновской церкви о.Павла

В начале XIX века Матвей Алексеевич Чернятин работает управляющим генерал-майора Алексея Тимофеевича Ту­толмина в имении сельцо Новое Старицкого уезда.

15 сентября 1802 года генерал-аншеф Алексей Тимофеевич, глубоко верящий в Бога и справедливость, решает построить в своем имении домовую церковь. Задуманная мечта Тутолмина реализовалась 19 декабря 1802 года, когда вновь построенная домовая церковь, носящая имя «Богоматерей всех скорбящих», была освящена архимандритом Старицкого Успенского монастыря Анастасием. Наверное, это был первый совместный проект ставших впоследствии знаменитыми мецената и архитектора. В 1810 году А. Т. Тутолмин решает построить храм-усыпальницу «в память о своих родителях». 28 июня 1813 года храмоздательная грамота была получена. Освящение нового храма состоялось 5 июля 1819 года архимандритом местной обители Иринеем. Троицкий собор сохранился до настоящего времени. Он позволяет выявить собственный творческий метод и стиль старицкого зодчего – Матвея Алексеевича Чернятина. Достаточно взглянуть на конструктивное своеобразное решение собора. Ее нижний ярус выполнен из белого старицкого камня, верхний – из красного кирпича, а своды, перекрытия и главы сделаны из дерева и оштукатурены. Также доподлинно теперь известно, что и первую больницу в Старице, которая открылась 12 декабря 1810 года на средства гене­рал-майора Тутолмина, проектировал Матвей Чернятин.

Троицкий собор

Большое внимание старицкий зодчий уделил строительству Борисоглебского собора в Старице. Старицкий архитекторский ученик Матвей Чернятин при строительстве нового Борисоглебского собора выступил здесь как бы соавтором архитектором Луиджи Руска. Чернятин изменил облик храма, не выходя за рамки стиля, заданного петербургским зодчим. Отправной точкой его замысла послужил одноименный собор Борисоглебского монастыря в городе Торжке архитектора Н. А. Львова. Кроме собора Матвей Чернятин также спроектировал теплую церковь-колокольню при Борисоглебском собо­ре.

Борисоглебский собор и Спасская колокольня

Одновременно с храмом и колокольней старицкий зодчий спроектиро­вал церковь Рождества Богородицы в городе Старице. В данном случае пе­ред архитектором стояла задача пристроить к старой церкви приделы и окружить все оградой с часовнями. Трудность в создании единого комп­лекса вызвало соседство холма городища и перепад высот. Кроме того, на холме возвышался Борисоглебский собор с колокольней. Что сделал Матвей Чернятин? К старому объему церкви зодчий пристроил два ротондальных придела, окружил оградой с двумя часовнями, замкнув комплекс пространствен­но и композиционно. Памятник оригинален, что достигается применением различных архитектурных деталей и способом их трактовки. Чередование мотивов и их повторяемость зрительно объединяют все самостоятельные части комплекса в единое целое, создают впечатление однородности различных архитектурных элементов. Подобные детали применены Чернятиным в обработке Борисоглебского собора с колокольней, поэтому оба комплекса дополняют друг друга, находясь в необходимом соподчинении: соборный храм как бы парит в воздухе, а приходская церковь стоит внизу у подошвы холма.

Пятницкая  церковь

Первая половина XIX столетия – наиболее интенсивное строительство каменных построек в Старице. Именно в это время на торговой площади города на свои средства местный купец Дмитрий Федорович Филиппов пост­роил торговые ряды. Разработку проекта он доверил своему родственнику, старицкому зодчему Матвею Чернятину (Матвей Алексеевич был женат на его дочери Анне). Старицкие торговые ряды хорошо сочетались с хозяйственными постройками на торговой площади — одноэ­тажными, большой протяженности кирпичными зданиями на белокаменном цо­коле. В жилой части были гостиничные номера, а остальные занимали торго­вые помещения. Двери с арочным завершением, широкие окна с металличес­кими ставнями — таковы типичные детали торговых рядов начала XIX века. К сожалению, торговые ряды не сохранились до нашего времени: часть из них погибла в годы Великой Отечественной войны, другая часть – разрушена при строительстве моста через реку Волгу.

Торговые ряды

В фонде Тверской губернской строительной и дорожной комиссии об­наружено около 30-ти проектов Матвея Чернятина. Только по ним было построено в 1835-1836 годах граж­данских и заводских зданий в городе Старице Епонечникову, Псареву, Соловникову, Нестерову, Некрасо­ву, Стишову, Щукину, Ведерникову, Галаховой и другим.

По всей видимости, архитекторский ученик Матвей Алексеевич Чернятин в 30-40-х годах XIX века много работает в различных местах Тверской губернии. Так, в 1835 году старицкий городничий Толмачев писал губернскому архитектору Алексею Львову, что «… Архитекторского ученика в городе Старице определенного нет, Вольно-практикуемый же Матвей Чернятин находится вбез прерывной из города Старицы отлучки, и возвращается на самое короткое время. А потому, нет сочинения другого плана, отзывается недосугом. Бедные же люди не имеют средств обращаться о семь в другое место…» Уже доподлинно известно об активном участии М. А. Чернятина в строительстве губернской гимназии «Благородного Пансионата» и дворянского здания в городе Твери с 1842 года.

2 августа 1845 года Матвей Алексеевич Чернятин пишет очередное прошение об «освобождении от  работы по слабости моего здоровья, предыдущие два прошения так и не были удовлетворены.На этот раз предводитель Тверского дворянства удовлетворил просьбу старицкого зодчего. Таким образом, в возрасте 74-х лет М. А. Чернятин уходит в отставку, на заслуженный отдых, отдав любимому делу почти 50 лет.

Но недолго пришлось старейшему тверскому зодчему находится на заслуженном отдыхе. 16 мая 1846 года Матвей Алексеевич Чернятин скончался в городе Старице.

Подводя итоги деятельности Матвея Чернятина, надо признать, что он был типичным представителем круга провинциальных мастеров, но самым интересным и одаренным среди известных нам зодчих, работавших в то время в Тверской губернии. Своим творчеством, пусть даже не свободным от внимания Н. А. Львова, он сумел наиболее ярко воплотить принципы классицизма, выразить искания многих мастеров. И как здесь не согласиться с писателем Федором Глинкой: «Старицкий купец Матвей Алексеевич Чернятин, который потом, сообразно с талантами его, сделан архитекторским помощником. Он по справедливости может умножить собою в Тверской губернии число тех, которые собственным прилежанием приобрели многие познания и усовершенствовались в разных художествах».

Александр Шитков – преподаватель общественных дисциплин Старицкого колледжа, председатель Старицкого отделения РОИА, краевед.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous