Александр Шитков, преподаватель общественных дисциплин

Старицкого колледжа, председатель Старицкого отделения

Российского общества историков-архивистов, краевед.

Немного найдется в России городов, переживших, подобно Старице, многие века и не утративших при этом своего первоначального облика. Как старинная книга, он сумел сохранить свои древние страницы, позволяющие и сегодня, спустя более чем семь столетий, почувствовать аромат ушедших веков, проследить нерасторжимую связь времен, увидеть основные черты материальной и духовной жизни русской провинции. Маленький, затерянный в тверских лесах и болотах городок Старица, несмотря на свою географическую периферийность, отнюдь не считал себя таковым в жизни духовной. Здесь, дворянском роду Садыревых-Полевых, родился отрок Григорий – будущий архиепископ Казанский Герман, впоследствии канонизированный Русской Православной Церковью как святой. Во время его служения архимандритом в Старицком Успенском монастыре сюда был принят на воспитание посадский отрок Иоанн, ставший по Божьей воле в 1589 году Первым Патриархом Москвы и всей России Иовом.

Здесь же, в Старицком Успенском монастыре, начинал свое монашеское служение и будущий наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий, возгласивший в 1610 году освободительную борьбу против поляков и благословивший войска князя Пожарского на изгнание их из Москвы…

До 1917 года в 84 селах Старицкого уезда на красивых возвышенных местах гордо возвышались каменные храмы. Вдоль дорог располагались 34 часовен, среди них 14 – каменных, в которых, как правило, отпевали усопших. К тому же на Старицкой земле было два монастыря – мужской Успенский и женский Мариинский.

Многочисленность церквей и монастырей создает впечатление Старицкого  «Китежа» на Тверской земле. Многие церковные памятники навсегда исчезли из народной памяти. Но «предания старинный глубокой» сохранили для нас весьма любопытный фольклорный материал по церковному фольклору старицких храмов.

В полутора километрах от села Стапурино в деревне Алферьево по преданию существовал некогда Никольский женский монастырь, который во время литовского нашествия в начале XVII века был ра­зорен и прекратил свое существование. Возможно, эта обитель входила в вотчину Троице-Сергиева монастыря. С тех пор осталось лишь старинное монастырское кладбище в березовой роще, на одной из берез которой долго висел образ святителя Николая Чудотворца. Ежегодно 9 мая перед ним служились молебны. Позднее, в 1897 году, на этом месте была построена деревянная часовня в воспоминание о бракосочетании Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны[1].

Около деревни Бабынино при Чёрном ручье когда-то находился маленький кирпичный памятник в честь святителей первоверховных апостолов Петра и Павла – колодец-ключ. «Местечко это, – писал в начале XX века краевед И. П. Крылов, – издавна пользуется большим почитанием в приходе, и каж­дый год, 29-го июня, из церкви с. Глебова сюда совершается крестный ход, также при большом стечении молящихся. Оно замечательно тем, что здесь, когда мощи патриарха Иова переносились в Москву, в 1652 году, по­лучила исцеление одна бесноватая из д. Петрова, девица Иулитта»[2].

Своим основанием и устройством храма Толгской Божией Матери в селе Бойкове обязан помещику Андрею Ивановичу Змиеву. До построения церкви в селе Бойкове, помещики Змиевы имели постоянное место жительства в городе Ярославле. Здесь в губернии они имели около тысячи крепостных крестьян. В 1769 году Андрей Иванович внезапно ослеп. Все усилия врачей оказать какую-либо ему помощь оказались напрасными. В таком удрученном и беспомощном душевном состоянии Змиева озарила светлая и благая мысль – обратиться к помощи и заступнице «Небесной Царице». Он тут же отправляется в местную Толгскую обитель к чудотворной иконе Богоматери и просит настоятеля помолиться и отслужить водосвятный молебен по «Небесной Царице». И происходит чудо! После усердной и горячей молитвы, «окройленый» святою водою и лобызанию святой иконы Змиев получает исцеление – прозревает. В чувстве неописуемой радости и в благодарность «Царице Небесной» Андрей Иванович тут же дает обещание – построить храм во имя Толгской иконы Богоматери. Андрей Иванович вызвал из Ярославской вотчины опытных мастеров-каменщиков, и в 1770 году был заложен в селе Бойкове новый храм. К этому времени строителю храма исполнилось 70 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, Андрей Змиев не только смотрел за работами, но и сам принимал активное участие: рыл траншеи, тесал камни, носил воду и кирпичи по лестницам. Таково было его усердие в благодарность «Царице Небесной» за чудесное исцеление. Когда Андрей Змиев умер, то был похоронен в склепе при бой­ковской церкви[3].

В деревне Верхний Спас когда-то стояла деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа, перенесенная в 1779 году из деревни Старый Спас. В 1785 году на средства поручика лейб-гвардии Николая Никитича Лопухина была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте. По преданию, именно с этого времени с. Маютино   было переименовано в село Верхний Спас, а бывшая деревня Старый Спас стала называться Нижним Спасом[4]. Интересно, что во вновь построенную деревянную церковь перенесли и старую икону «Спаса Нерукотворенного Образа», которая по воспоминаниям Спасских старожилов «этот древний образ пользовался особенным уважением Ржевских раскольников, которые нередко совершали паломничества в Спасскую церковь с целью поклониться Нерукотворному Образу. Но, после того, как икона была несколько подновлена – паломничества раскольников прекратились»[5].

Весьма любопытный материал о существовании на новом месте деревянной церкви в деревне Верхний Спас оставил нам священник-краевед А. Д. Ушаков: «Спасая церковь, хотя и разделяется капитальною стеною на две половины, но не имеет печей, да и устроить в ней какое-либо отопление нет возможности – поэтому она вся холодная. Зимою царит в ней невыносимая стужа, усиливаемая сквозняком чрез щели в оконных рамах. По рассказам Спасских прихожан, священники в зимнюю пору служили утрени в собственных домах, чтобы хотя на некоторое время избежать той стужи, какая ожидала их в церкви; обедни служили спрятав руки в муфту; святые Дары в чаше замерзали, и впредь употребляемым для причастия их приходилось отогревать при помощи жаровни, которая постоянно находилась около престола. Странно, что помещики, привыкшие в крепостное время к всевозможному комфорту  удобствам, в нашем суровом климате строили церкви, не заботясь о такой насущей потребности, как отопление в зимнее время»[6].

Среди селения деревни Воеводино стояла огороженная земляной канавой старинная деревянная церковь, построенная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 1682 году на средства помещика Василий Григорьевича Огарева. О постройке Воеводинской церкви в народе сохранилось следующее сказание: «На то место, где стоит церковь, во время разлива реки Волги приплыла икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда об этом было доложено барыне, то она своим слугам велела принести икону в дом. Но на другой день, икона оказалась на прежнем месте. Ее опять принесли в барский дом, но и в этот раз икона оказалась на том же месте. Помещица, думая, что из хозяйственных кто-нибудь над ней озорничает, велела опять принести икону в дом, и на этот раз комната, где она была помещена, заперли. Но и после этого икона оказалась на прежнем месте. Помещица только тогда поняла, что промысел Божий и Пресвятая Богоматерь заставляет их на этом месте строить церковь, что вскоре и было сделано Василием Огаревым. Здесь и была помещена эта икона»[7].

Согласно бытующей у местных жителей легенде о происхождении Денежного озера на данном месте первоначально был лес, в середине леса – болото. Со временем лес «обвалился», а в котловине образовалось озеро. «Из Старицы приезжали рыбаки ловить рыбу неводом. Вылавливали за до 60 пудов крупной рыбы, преимущественной леща, — писал местный краевед Иван Крылов в к. XIX в. —  Вместе с рыбой в невода попадали пни». Происхождение названия озера объясняет другая легенда. Во время литовского нашествия монахи Опекаловского монастыря схоронили на дне озера клад, а достать потом не смогли. С тех пор озеро и прозвали «Денежное»[8].

Близ деревни Десятины находится местность, где было раньше село Ильинское, в котором стоял   храм. В этой церкви служил в XVI веке преподобный Дионисий, будущий настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас  здесь нет никаких следов от деревни и церкви, кроме одного ва­ла. По местному поверью, именно в этом месте появилось искусственное озеро, которое, с течением времени, заплыло илом, а потом было высушено мест­ными крестьянами. Эта местность представляет собой низкое и зыбкое место. Местный краевед начала XX вка И. П. Крылов писал, что «среди прихожан держится предание о том, что в с. Ильинском жил князь, но какой — по преданию неизвестно; впрочем, некоторые называют Иоанна Грозного. В настоящее время в сей местности находится часовня, постро­енная в память Преп. Дионисия, в 1905 году. Ежегодно, 12 мая из церкви Глебова к сей часовне совершался торжественный крестный ход при боль­шом стечении молящихся»[9].

О построении Иванишинской церкви среди местного населения сохранилось следующее предание: «Однажды в летнюю пору мимо Иванишского монастыря проезжал неизвестный путник. Прекрасная местность, среди которой был расположен монастырь, привлекла его внимание, и он остановился здесь, чтобы полюбоваться чудной картиной природы и отдохнуть под тенью соснового леса, в котором тогда росло много малины. Нужно заметить, что путник страдал необычным и страшным недугом, а именно: однажды во время сна через открытый рот в его желудок вползла змея, и после того он стал чувствовать мучительные боли, от которых не мог избавиться никакими средствами. Усталый и измученный болезнью путник уснул под тенью леса, и видит сон: ему снилось, что он чувствует невыносимую жажду, но вот пред ним является кто-то и в открытый рот льется ему вода. Путник чувствует, как холодная струя проходит чрез горло; это из него выходила змея, заслышав запах малины. Больной проснулся и увидел, что мучившая его змея, шипя и извиваясь, скрылась в кустах росшего вблизи малинника. После того путник почувствовал себя совершенно здоровым и, в благодарность Господу за исцеление, построил храм, существующий в селе Иваниши и до сего дня»[10].

В 1907 году, как бесплатное приложение к газете «Тверское Поволжье», вышла книга старицкого священника и краеведа Алексея Ушакова «Село Мичково», в которой приводятся интересные сведения об истории села, его храмах и священниках. О церковных древностях Мичковского кладбища Ушаков пишет следующее: «Крестьяне д. Алферова копали могилу и раскопавши довольно глубоко землю, нашли в ней каменный гроб. Не смея прикоснуться к нему и отойдя от могилы, пошли и объявили священнику Осташеву, что выкопали каменный гроб. С помощью могильщиков приподняли каменную крышку гроба, и, к удивлению его, оказалось лежащее тело женского пола взрослого человека в богато убранной господской или княжеской одежде старинных времен, невредимо, нетленно, как само тело, так и вся одежда на оном, и благоухание, исходящее от него, а на лбу оного тела в роде св. мира, находилась благовонная жидкость, а ног у тела не было, и казались ему, священнику, отрубленными…»[11].

В деревне Илейкино на месте ключа стоит часовня, построенная на средства Бекловской помещицы. Она деревянная, восьмиугольная на каменном фундаменте. Здесь находилась икона Ахтырской Божьей Матери, которая очень чтилась во всей округе, «и от нее исходила масса исцелений». Ежегодно 2 июля из церкви с. Луковникова в часовню совершался крестный ход. На это торжество собиралось несколько тысяч богомольцев[12].

Еще в начале ХХ веке на ключе около деревни Климово Старицкого поселения стояла часовня, которая, по словам местного краеведа Ивана Крылова, была построена «на месте явления святой иконы Тихона Калужского одной бедной старушкой, собиравшей на нее деньги»[13].

Со второй половины XVIII века владельцем усадьбы Красное стал Марк Фёдорович Полторацкий (1729–1795) – первый директор придворной певческой капеллы, который в 1763 году был пожалован в потомственное дворянство, а в 1783 году  произведён в действительные статские советники, что приравнивалось к генеральскому званию.

Жена его Агафоклея Александровна (1737–1822) происходила из рода тверских помещиков Шишковых, чьи имения находились в Новоторжском уезде Тверской губернии. Полторацкая была незаурядной личностью: и в Петербурге о её богатстве, хозяйской хватке, а также жестокости и самодурстве, слагались легенды. Она жертвовала на монастыри, строила храмы, помогала бедным. Эти её качества проявились и при возведении знаменитого Преображенского храма в Красном.Было решено построить церковь, аналогичную знаменитой Чесменской церкви, сооружённой в 1777-1780 годах по повелению Екатерины II архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном близ Петербурга. Вероятно, супруга Марка Фёдоровича Полторацкого Агафоклея Александровна, буквально боготворившая императрицу, надеялась сооружением церкви, являвшейся полной копией Чесменской, ещё раз обратить на себя внимание Екатерины II и добиться её благорасположения. Кстати, ещё один аналогичный храм был построен в 1780 году по проекту Ю. М. Фельтена в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии[14].

Старожилы деревни до сих пор хранят легенды о происхождении населенного пункта Кушниково. По одной из них, деревню начал барин Куш, который построил часовню, а по обе стороны часовни построили его работники себе дома. По имени барина и назвали деревню «Кушниково». По другой – в данной местности было кладбище, и сюда из города Старицы наведывалась барыня по фамилии Кушана. Здесь она построила две часовни. Одна, каменная, стоит до сих пор, другая – деревянная, не сохранилась. Позднее барыня построила себе дом, а местность назвали «Кушниково»[15].

 «Я ЗНАЮ, КТО МЕНЯ НАКАЗАЛ.СПАСИБО ГОСПОДУ ЗА НАУКУ»

Эта удивительная история была поведана мне в 1994 г. дедом Никанором Михайловым, когда собирался материал для энциклопедческого справочника старицких деревень. В ту пору ему было 76 лет.

Михайловская каменная церковь села Казнаково была построена в 1893 г., престолов в ней два: Св. иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушницы и Св. Архистратига Михаила. В 1941 г. был призван в армию из этого села Никанор. На железнодорожной станции Старица новобранцам выдали военное снаряжение: форму, винтовки с патронами, и даже противогаз. Командир военной части, построив солдат, тут же сообщил, что железнодорожное полотно после налёта вражеской авиации разрушено, и поэтому даёт на три дня увольнение старичанам, проживающим поблизости. Расстояние от станции до родной деревни Казнаково 16 километров, и красноармеец Никанор преодолел весь путь менее чем за три часа. Мать увидев сына тут же запричитала, а отец, инвалид с гражданской войны, полез в подвал за самогоном… К вечеру, хорошо захмелевший Никанор, взяв винтовку, пошёл по селу. Не перекрестившись, он вошёл  в местную Михайловскую церковь. В безлюдном храме  со стен смотрели на него лики святых. Какие-то звериные чувства овладели им. Никанор, скинув винтовку с плеча, передёрнул затвор, и, почти не целясь, выстрелил в голову Образа Спасителя… Через неделю красноармеец Никанор   в первом же бою получил тяжёлое ранение – пуля попала прямо в глаз. Врачи потом долгое время не могли понять, как при таком ранении можно было остаться в живых. Всю оставшуюся жизнь, Никанор на вопрос о том, где потерял глаз, отвечал: «Я знаю, кто меня наказал. Спасибо Господу за науку».



[1] Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 1. Старица, 1915. С. 12.

[2] Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 2. Старица, 1916. С. 8.

[3] Шитков А. В. Летопись церкви села Бойково //Старицкий вестник, № 38 от 16 сентября 2005 года.

[4] Ушаков А. Д. Село Спас Старицкого уезда //Тверские епархиальные ведомости (далее – ТЕВ). № 22. 15 ноября 1900 года. С. 510-512.

[5] Ушаков А. Д. Село Спас Старицкого уезда //Тверские епархиальные ведомости (далее – ТЕВ). № 22. 15 ноября 1900 года. С. 516.

[6] Тверские епархиальные ведомости. № 24. 15 декабря 1900 года. С. 637.

[7] Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 1. Старица, 1915. С. 29-30.

[8] Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 1. Старица, 1915. С. 6.

[9] Крылов И. П. Достопримечательности в уезде. Вып. 2. Старица, 1916. С. 8.

[10] Макаренко Н. Е. Поездка по верхнему течению р. Волги //Известия императорской археологической комиссии. Вып. 6. СПб., 1904. С. 90.

[11] Ушаков А. Д. Село Мичково Старицкого уезда Тверской губернии. С. 7.

[12] Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень (сост. А. В. Шитков). Старица, 2007. Т. 1. С. 248.

[13] Крылов И. П. Достопримечательноси в уезде. Вып. 2. Старица, 1916. С. 69.

[14] Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень (сост. А. В. Шитков). Старица, 2007. Т. 1. С. 297.

[15] Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень (сост. А. В. Шитков). Старица, 2007. Т. 1. С. 312.

От admin

Один комментарий к “Церковный фольклор старицких храмов”
  1. Все детство моё прошло в деревне Бабынино,Старицкого района.Каждое лето приезжал седа в Советское время отдыхать летом к бабушке.Не был в России уже 25 лет.Давно и безуспешно ищу хоть какие то фотографии деревни в интернете.Может кто то из добрых людей поможет мне и вышлет мне фото на электронную почту narvared@mail.ru Очень буду Вам за это признателен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous