ОГАРКОВА СВЕТЛАНА, ученица

9 класса МОУ Луковниковской СОШ.

Научные руководители: КОРОЁВА Н. Н., РАКУНОВА В. Н.,

преподаватель МОУ Луковниковской СОШ.

        Не ослабевает интерес нас, поколение 21 века, к прошлому истории нашей малой Родины. Она складывается из судеб людей , оставивших память о себе в сердцах земляков.

Люди, как реки. Одни, словно бурный, горный поток, что мчится, не выбирая дороги, сметая все на своем пути. Другие, как тихая небольшая вода, что не течет, а стелется меж высокой травы, теряясь в зарослях олешника. Третьи, будто широкая полноводная река, величаво и свободно несущая свои воды к далеким морям. И тот, кто видит эти свободные воды, понимает, сколько силы, мощи, энергии таится в их глубине. Так и мои герои, которые волей судьбы были занесены в наш край. О них я и хочу рассказать.

Для с. Луковниково —  это учительская династия Тарасовых. Это те, кто отдал себя полностью школе. Но они были не только частицей школьного коллектива. Люди творческие, неравнодушные ,активные,стремились оживить жизнь селян.

 ТАРАСОВ ФЁДОР ТАРАСОВИЧ

Династия учителей Тарасовых была самой большой династией в школе. У ее истоков  — Тарасов Федор Тарасович. Он прибыл с. Луковниково еще до войны, при строительстве Шошинского водохранилища их деревня была затоплена и Федора Тарасовича направили на новое место работы.

Тарасов Федор Тарасович работал в школе до 1937 г., преподавал русский язык и литературу, по доносу в 1937 г. был репрессирован вместе с учителями школы Сорокиным Василием Ивановичем и Рождественским Сергеем Александровичем. Из лагеря (г. Ржев) не вернулся.

Федор Тарасович вырастил трех замечательных и преданных делу отца детей: двух сыновей — Николая и Михаила и дочь – Зою, сын Виктор  стал инженером.

Тарасов Николай Фёдорович родился в 1917 г. Закончил Тверской учительский  институт, преподавал географию. Ветеран Великой Отечественной войны. Его уроки были открытием для ребят, путешествием по странам и континентам. За пределами школы ученики видели учителя — актёром на сцене ДК, гитаристом струнного оркестра. Всю жизнь рядом с собою Николай Федорович чувствовал поддержку своей жены Тарасовой Нины Никитичны, которая работала учительницей начальных классов, вожатой, школьным библиотекарем, воспитателем детского сада. Надежный помощник, друг и соратник.

Как вспоминает о нем Суслов Иван Александрович (директор школы и коллега Николая Федоровича и Нины Никитичны «Николай Федорович -учитель, который хорошо знал свое дело, поступал по совести и всем советовал поступать только так, как велит ему его совесть. Необычайной работоспособности, преданности своему делу и всему учительству. Она — женственна, но в то же время ее интеллект сразу бросался в глаза».

 ТАРАСОВА ЗОЯ ФЁДОРОВНА (1914 г.)

Учительница начальных классов. Первая учительница представителя другой учительской династии  — Николаева Юрия Степановича. Как и все Тарасовы, любила театр, участвовала в постановках спектаклей, пела в хоре. Часто помогала в постановке спектаклей в роли суфлёра. В последнее время работала художественным руководителем, а затем и директором ДК. Активна, умела зажечь селян своим энтузиазмом и творчеством.

 ТАРАСОВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1917 г.)

Работал в школе завучем, учителем русского языка и литературы.  Отучился в ГИТИЗ 2 года, после болезни судьба привела его в школу. Увлечением всей его жизни был драматический коллектив, который он создал в 1931 г. Из воспоминаний самого Михаила Федоровича: «Начал образовываться в начале 30-х годов. Коллектива как такового не было. Бессистемно, от случая к случаю, выступали Чижиковы. Многого не знали. Никто не пытался, да и не мог помочь нам. Первые постановки вызывали и смех и слезы».

Михаил Федорович – не только режиссер, но и художник, редактор и гример. Обладая актерскими данными, талантом, сумел за короткое время стать лидером и камертоном коллектива. Постоянный творческий поиск, фанатичное увлечение привели к тому, что он воспитал не одно поколение самодеятельных актеров. Особое внимание он уделял репертуару. Его не удовлетворяли дешевые, легковесные вещи. Он ставил спектакли, которые шли на сценах столичных театров страны: Н.В.Гоголя, Ф.Шиллера, В. Натаева, А.Н.Островского. Им были оформлены все афиши и пригласительные билеты, выполнены эскизы костюмов, декорации.  Михаил Федорович очень трепетно относился ко всему, что качалось театра. Каждый день работы в театре  он записывал  в дневник, делал заметки, зарисовки, которые потом анализировал и на следующий день  ликвидировал недостатки.

Из дневника: «25 декабря .10 занятие.

Первое действие. Репетиция прошла скверно. Ужасный холод. И зал занят. Нет элементарных условий для работы. Три участника спектакля мобилизованы  до 19 января для переписи населения. Перерыв в работе (вынужденный)».

Работе в театре Михаил Федорович  уделял огромное внимание  и требовал от всех актеров драматического кружка неукоснительного подчинения.

Театральный кружок отнимал много сил и энергии. Он требовал ответственного отношения к делу не только от участников, но и от самого себя. И эта работа приносила ему духовное насыщение.

 «11 октября.

Начали работу над пьесой В.Катаева « День отдыха» в связи с тем, что мы имели только один экземпляр пьесы ( к тому же библиотечный) , мне пришлось перепечатать пьесу, на что потратил очень много времени …».

Кроме рабочего журнала Михаил Федорович вел еще и рисованный дневник выступлений, где фиксировал свои мысли по результатам прошедших спектаклей, а их немало было поставлено; наклеивал статьи из газет, фотографии артистов, пригласительные билеты, эскизы афиш и др.

Из воспоминаний Королевой Надежды Николаевны, участницы драматического кружка «…требовал дисциплины и прежде всего от себя и от нас, конечно же. Человек увлеченный,  начитанный, грамотный. Меня поражало то, что в сельской библиотеке не было такой книги, которую бы он не прочитал, некоторые  зарубежные издания заказывал из Горьковской библиотеки…»

Возможно, участие в этом драматическом кружке под руководством Михаила Федоровича Тарасова сформировало не один характер, не одну личность, которая живет сейчас с нами в одном селе. Можете себе представить, как он относился к своей непосредственной работе,  если такие требования предъявлял к работе кружка.

 ТАРАСОВ ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ.

Учился в Луковниковской школе, закончил 10 классов. Поступил в педагогический институт на физико-математический, хотя мечтал о литературном факультете. Уже тогда он писал стихи. Но судьба распорядилась иначе — когда шел на экзамен по литературе, осколок от асфальта попал в глаз. И потому не смог написать сочинение. В этот момент жизни огромную роль сыграла Осташова Антонина Дмитриевна — заведующая РОНО.  Она случайно встретила на улице Евгения, который возвращался из института. Поинтересовалась как дела и, услышав отрицательный ответ, повела его обратно в институт. Но, к сожалению, набор на литературный факультет был закончен, и ему предложили место на физико-математическом.  Учился на физика, а в душе оставался лириком. Создал студенческую газету, в которой он – главный редактор, художник — оформитель.

 Одним их серьезнейших его увлечений  было написание стихов и прозы. Некоторые его рассказы публикуются в  газете «Калининец».  Его приглашают в Союз писателей. Но он не имеет возможности внести 5 рублей для оформления документов. Семья не могла позволить даже такие расходы. Множество статей и стихотворений Евгения Михайловича были опубликованы в местных газетах « Калининский путь» (местная Луковниковская газета), «Старицкий вестник», «Новая Старицкая газета», « Смена».

Пройдя большую жизненную школу, Евгений Михайлович находит себя   как учитель, заместитель директора по воспитательной работе в Луковниковской школе.  Служба в армии (служил в Азии)  помогала ему воспитывать дисциплинированных, ответственных людей. Он не только хороший учитель, но и творческий человек.

Из воспоминаний Суслова Ивана Александровича: « Он поражал своим творчеством не только нас, но и даже работников образования области. Он единственный в своем роде мог делать трехмерные, объемные, рельефные стенды. Таких не было даже в городах… Больше всего мне запомнилось его умение изображать небо.  Когда легкими мазками, практически одной водой, на рисунке появлялось бездонное солнечное небо, как будто просто его кусок приклеили на лист бумаги ».  Его умение рисовать, действительно достойно уважения. Сейчас в его доме храниться много его работ, это и портреты, и натюрморты, и пейзажи.  Мы называем этот дом «Малая Третьяковка».  Супруга Евгения Михайловича, Людмила Андреевна  с огромным удовольствием принимает школьников и гостей, показывая и рассказывая о творчестве мужа. Картины этого художника выставлялись на районных и областных выставках, за что автор получал поощрения.

Несмотря на то, что он  добросовестно относился к выбранной однажды работе, которой служил всю свою жизнь,   в последние годы жизни он так оценивал  свою жизнь « …самая главная ошибка в жизни – стал учителем. С моим сумасшедшим характером, тонкокожестью данная профессия не для меня…»

 Свой талант  пронес по жизни таким образом, что его догадки о несостоявшемся педагоге никто не заметил. Он остался в памяти людей как замечательный педагог, прекрасный человек, верный друг, и творец.

 Как и все Тарасовы, Евгений Михайлович участвовал в драматическом коллективе.  Одной из самых запоминающихся ролей  в спектакле « Святой и Грешный» роль Мефистофеля.

Известны его стихи, которые он публиковал  в местных газетах, держал связь со многими поэтами нашего края, о чем свидетельствует переписка, сохранившаяся у жены. Его многогранный талант не остался бесследен. выпущена книга стихов. Помогли учителя нашей школы. Особенно любимый ученик, а ныне учитель иностранного языка — Бабаев Александр Анатольевич.

Много лет отдано школе,  и каждый год по-своему отражается в истории педагога, поэта, художника, творца прекрасного — Евгения Михайловича Тарасова. Он  всю свою жизнь ищет себя. И даже когда начались проблемы со здоровьем: болезнь сосудов  ампутация  ноги, он не сдается.  Когда не помогали  обезболивающие,  от нестерпимой  боли  занимался любимым делом: писал картины и увлекся резьбой по дереву. Именно в такие моменты и рождались уникальные неповторимые  деревянные фигурки.  Для изготовления нужна была липа, которой в селе нет.  Местные жители привозили ему материал из леса.

Евгений Михайлович очень любил детей. Когда  он слышал  детский смех, у него возникало желание жить и творить. Особенно он любил своих внуков. Главным его восхищением был старший – Илья, которому посвятил много работ и литературных и художественных.

Для Евгения Михайловича  на первом месте всегда стояла работа. Очень тяжело переживал период кризиса: « Мы сейчас много говорим о тяжелом времени, о кризисе, потрясающем всю страну. Но я уверен, что деревня тех годов с ее устоями, с ее любовью и умением трудиться на Земле не испытала бы  подобного шока. Не посчитала бы себя униженной  и оскорбленной. Да, нас унизила   до предела власть. Но как же  унизили и мы себя! Унизили пьянством и нежеланием трудиться . Что можно сказать   о семье, которая не обеспечит себя картофелем и овощами на зиму с собственного огород? Что можно сказать о здоровенных парнях, выманивающих у старух-пенсионерок рубли на водку…»

Династия Тарасовых оставила после о себе добрую память.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous