ЛЕБЕДЕВА АНАСТАСИЯ, студентка 1-А группы

ГОУ СПО «Старицкий колледж».

Научный руководитель СОЛОВЬЁВА В.П.,

Преподаватель ГОУ СПО «Старицкий колледж».

  ДВЕ ЛИЧНОСТИ. ДВЕ ЗЕМЛЯЧКИ.

ЖЕМЧУНЫ ТВЕРСКОГО КРАЯ.

 

Д.М. Леонова                                         Е.А. Лавровская

 Дарья Михайловна Леонова и Елизавета Андреевна Лавровская — две великих певицы, две жемчужины Тверского края. Их судьбы очень похожи. Обе познали в детстве горечь и унижение крепостного права, родились в  семьях, познавших нищету. В становлении их талантов приняли участие чужие люди. Е.А.Лавровская была на 16 лет младше Д.М.Леоновой,   обе пели в Мариинском театре в Петербурге, в Большом театре в Москве.

      Д. М. Леонова (1829—1896) — дочь бывшего крепостного Осташковского уезда. Родилась в Вышнем Волочке, «где по каким-то делам отец должен был прожить некоторое время. Тут-то я и родилась» («Воспоминания артистки императорских театров Д.М. Леоновой»). Детство Дарьи прошло в глухой деревне Рыжкове Селижаровского уезда, куда переехала семья. Отец Дарьи — отставной офицер участник войны1812 г. Беглый крепостной, он добровольно пошел на войну, был участником Бородинского сражения, одним из первых вошёл в Париж, получил награды от Кутузова и Багратиона.

Дарья Михайловна была удивительно талантливая, обаятельная и самобытная русская певица, имевшая необычайно крепкое и звонкое контральто с диапазоном около двух с половиной октав.

 «Обладала звонким, сильным голосом широкого диапазона (от соль малой октавы до 3-й), природной музыкальностью, чистой интонацией и ярким сценическим дарованием, особенно проявлявшихся в характерных ролях. Один из музыкальных критиков писал о Леоновой: «С эластичностью истинного дарования применилась к требованиям Новой русской школы и умела пленять речитативом, игрой, редким пониманием костюма, духа, смелым реализмом». Пение Д.М.Леоновой «производило на публику неотразимое влияние, она «владела тайной обворожать сердца»,  потому что в ней сосредоточивался целый мир человеческих страстей, чаяний, страданий, притом не вообще людей, а людей русских. Своими песнями она освобождала народ от умственной дремоты, будила мысль, наводила на глубокие раздумья о социальном строе.  Передовые взгляды актрисы на искусство, её прямой бескомпромиссный характер, открытое презрение ко всем вельможным начальникам вызывал гнев властей: ей срывали репетиции, подсаживали наёмных людей, чтобы сорвать концерт – всё было тщетно.

Театральная дирекция подстроила негласное состязание Леоновой с молодой тогда талантливой певицей Лавровской. Но провала не последовало. В знак восхищения перед её талантом и мастерством  встал оркестр.

Лавровская также выступила с огромным успехом. Ни победителя, ни побеждённого не оказалось. Просто на сцене появилась ещё одна великая русская актриса, землячка из Кашина.   Родилась Лавровская  в Кашине,   Тверской  губернии в1845 г. В1851 г. отец ее (чиновник) переехал в Москву, где  Лавровская  и воспитывалась в Елизаветинском институте в 1861-64 гг. Уже в институте голос Лавровской обращал на себя внимание. Впервые обратила на себя внимание известного знатока церковного пения Багрецова, которому и принадлежит честь открытия её таланта; дальнейшее руководство музыкальным образованием Лавровской принял на себя итальянский педагог по вокалу — Фензи. Обладая ярко выраженными вокальными данными, обратила на себя внимание князя С. М. Голицына, который определил её обучение на казенный счет. В начале 60-х годов Лавровская поступила в С.-Петербургскую консерваторию, в класс Ниссен-Саломан; здесь на талантливую ученицу обратила внимание Великая Княгиня Елена Павловна, под покровительством которой Лавровская продолжала свое образование. Лавровская первая из русских оперных певиц получила высшее музыкальное образование в своём отечестве.  Рецензенты восторгались незабвенным тембром, чарующей красотой голоса. При этом подчёркивали её величавую  простату, скромность, неподкупную честность, неповторимое  обаяние.

И, тем не менее, в расцвете творческих сил и Леонова, и Лавровская вынуждены были покинуть театр.  В царской России издавна руководить театрами поручали людям, ничего не смыслившим в искусстве, которые творили произвол.

Д. М. Леонова решила  «объехать шар земной и ознакомить бел-свет с русской музыкой и песней». «Я ставлю судьбу свою и даже, может быть, жизнь на карту. Если вернусь благополучно, то это будет как бы возвращение с победой со страшного поля сражения, если погибну, то, значит, так судьба велит». Концерты Леоновой в Сибири, в Америке прошли с большим успехом. В штате Пенсильвания её спросили, с какой целью она хочет дать концерт – для славы или для денег, на что Леонова с достоинством ответила – хочу познакомить американцев с русской музыкой и песней.

Многие статьи о концертах Лавровской, опубликованные во французских, английских, немецких, австрийских, итальянских газетах и журналах давали рецензии на выступления певицы, читаешь их и думаешь: какой же надо было иметь талант, чтобы  вызвать такой фурор в Европе! Лучший итальянский музыкальный критик профессор эстетики Биаджи говорил: «…метод госпожи Лавровской – итальянский, интонация и качество звука безупречны. Она обладает всеми характеризующими первоклассную артистку свойствами: чувством и экспрессией, тонким вкусом, безукоризненной чистотой стиля». Он упрекает итальянских певцов за то, что они должным образом не совершенствуют своё вокальное мастерство, и ставит им в пример Е.А.Лавровскую. Музыкальные общества Неаполя и Флоренции наградили Лавровскую почётными дипломами, а итальянцы выпустили специальную медаль в честь Лавровской. В Германии ей дали титул «Первоклассная певица», а портрет поместили в Дрезденской картинной галерее в ряду мировых знаменитостей.

И Леоновой, и Лавровской предлагали остаться заграницей, но ни одна, ни другая не мыслили свою жизнь вдали от родных берегов, такова их нравственно-патриотическая позиция.

Д.М. Леонова была близко знакома и разделяла взгляды композиторов   Глинки, Даргомыжского, Серова, Кюи, Мусоргского, в своих концертах она пропагандировала музыку русских композиторов, русскую народную песню.

Е.А.Лавровская была в дружбе с Чайковским, Гречаниновым, Кюи, пропагандировала сочинения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, русскую народную песню.

Леонова открыла частные курсы пения, занималась с молодёжью; профессор Лавровская преподавала в консерватории вокальное искусство. Они учили молодёжь не только пению, но зажигали юные сердца благородными гуманистическими идеями, прививали страстную любовь к отечеству, укрепляли в учениках убеждение в высоком, мировом значении русского народного искусства. Они воспитали целую плеяду певцов, приумноживших славу русского искусства.

Д. М. Леонова ушла из жизни 6 февраля1896 г.  «Служа другим – сгорела», как сказал один из её поклонников.

Лавровской в это время было  50 лет. Её не стало спустя 23 года после смерти Леоновой, в разгар гражданской войны – 1 февраля1919 г.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous