Экспонат школьного музея

БУРОВА ЕКАТЕРИНА, ЛЕБЕДЕВА ЛЮБОВЬ,

учащиеся 9 класса МОУ «Васильевская СОШ».

Научный руководитель  ТОЛМАЧЁВА Г. М.,

Преподаватель МОУ «Васильевская СОШ».

 

ЭКСПОНАТ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ –

ТКАЦКИЙ СТАНОК

 Всё меньше  остаётся людей в сельской местности, которые могли бы рассказать о народных промыслах своих предков, а тем более показать, как они этим занимались и научить нас. Поэтому наше поколение должно успеть общаться  с людьми, которые помнят, чем занимались наши дедушки и бабушки, так  как завтра уже будет поздно, просто не будет  и этих людей.

В качестве основных источников были  использованы:

— Экспонат школьного музея — ткацкий станок

— Воспоминания Башилина Ивана Александровича

Для описания истории возникновения ткачества использовали   Интернет-ресурсы, сведения энциклопедий.

    В нашем школьном краеведческом музее 12 лет назад появился новый экспонат – ткацкий станок, который подарила семья Башилиных.  Длительное время он лежал на чердаке и когда Иван Александрович Башилин узнал, что активисты школьного музея собирают предметы быта, орудия труда передал станок музею. Он был в разобранном состоянии. Собрать ткацкий станок помогла Петунина Тамара Михайловна, председатель ветеранов Васильевского сельского поселения. Подробного описания экспоната у нас не было, поэтому мы  решили узнать историю ткацкого станка.

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТКАЦКОГО СТАНКА

Ткачество возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Ткацкий станок относится к числу изобретений, которые появились у разных народов независимо друг от друга.  Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк. Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей.  Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткацкий станок — одно из наиболее древних орудий труда человека. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до нашей эры. Первый ткацкий станок был вертикальным.   Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок. Нити основы  натянуты горизонтально (отсюда и название ткацкого станка).

 Его основная часть – большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика;  две ножные педали; вертикальные рамки “гребенки” бердо;  челнок с нормальной нитью. Такой ткацкий станок  с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах.  Во многих крестьянских домах Иверовской волости  Старицкого уезда Тверской губернии, как и в других уездах, имелся такой ткацкий станок.

 

 Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла. Изобретение ткацкого станка Фридрих  Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству. Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 векам. Среди них наибольшее значение имело изобретение Джеймсом Кеем в 1733 году, так называемого самолётного челнока.

В конце 18 века в Великобритании Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования. Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В конце 19 и начале 20 веков были созданы станки с автоматической сменой челноков.  Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.

2. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

младшего сына Башилина Ивана Александровича (умер в октябре 2010 года) мы узнали, что семья Башилиных состояла из отца — Башилина Александра Яковлевича, 1902 года рождения, матери — Башилиной (Журавлёвой в девичестве) Марии Андреевны 1903 года рождения,  пятерых сыновей и одной дочери. Все уроженцы села Васильевское Старицкого уезда Тверской губернии. В настоящее время в живых  никого не осталось.

Александр Яковлевич  работал председателем сельского совета, Мария Андреевна в полеводстве. Во время Великой Отечественной войны отец воевал на Ржевском направлении, получил ранение и был направлен в госпиталь в город  Подольск. Погиб в 1943 году при прямом попадании снаряда при раздаче пищи солдатам. Похоронен  Александр Яковлевич под Смоленском. Мария Андреевна ходила пешком в  город  Подольск повидаться с отцом. Умерла Мария Андреевна в 1981 году. Всю свою жизнь проработала в колхозе.

 Как ткацкий станок попал в дом, Иван Александрович не помнит, говорит, что у многих односельчан были такие станки. В долгие зимние вечера мама ткала на нём половики и полотенца.  Половики ткала только для себя и своих родственников.

На продажу Мария Андреевна  работу не делала. Станок, переданный в школьный музей в хорошем состоянии, и может быть использован в работе.   Размеры ткацкого станка следующие:   длина – 103 см,  ширина – 77 см, высота – 134 см.

Вся беда в том, что нет таких мастериц, которые научили бы нас этому мастерству.

Экскурсию для младших школьников проводит Лебедева Любовь.

 Итак, изучив имеющиеся документы и сопутствующие материалы, мы узнали  биографические сведения о семье Башилиных,  передавших в школьный музей ткацкий станок.  К сожалению, сейчас нет возможности узнать, кто изготовил этот станок и при каких обстоятельствах он появился в доме.

 Однако есть несколько ниточек, которые могут повести  нас дальше. Так, например, разыскать оставшихся ещё в живых соседей, односельчан, так как многие уехали кто в  г. Москву, а кто в г. Санкт — Петербург. Возможно, кто-то и откликнется на нашу просьбу?

 Думаем, что наша  работа не завершена. А с теми сведениями, которые нам удалось собрать,  мы  поделимся с одноклассниками, ребятами из других классов, родителями и гостями школы.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Экспонат школьного музея”

  1. Очень кстати Ваше изучение. Молодёжь должна знать не только песенки Бурановских бабушек, занявших второе место на евровидении 2012, но
    и историю и быт села!

Оставить комментарий

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous