История родной церкви села Бойково

Белокаменная церковь Толгской Божьей Матери построена в 1770-1777 гг. (освящена в 1777 г.).

Храм представляет собой двусветный одноглавый четверик, который отличает богатый декор в стиле барокко, соединенный трапезной с колокольней. Сама же трапезная была существенно расширена в 1902 г.

Своим основанием и устройством храм в селе Бойково обязан помещику Андрею Ивановичу Змиеву. До построения церкви в селе Бойково, помещики Змиевы имели постоянное место жительства в городе Ярославле. Здесь в губернии они имели около тысячи крепостных крестьян. В 1769 г. Андрей Иванович внезапно ослеп. Все усилия врачей оказать какую-либо ему помощь оказались напрасными. В таком удрученном и беспомощном душевном состоянии Змиева озарила светлая и благая мысль – обратиться к помощи и заступнице «Небесной Царице». Он тут же отправляется в местную Толгскую обитель к чудотворной иконе Богоматери и просит настоятеля помолиться и отслужить водосвятный молебен по «Небесной Царице». И происходит чудо! После усердной и горячей молитвы, «окройленый» святою водою и лобызанию святой иконы Змиев получает исцеление – прозревает. В чувстве неописуемой радости и в благодарность «Царице Небесной» Андрей Иванович тут же дает обещание – построить храм во имя Толгской иконы Богоматери.

Змиев приезжает в свое имение в сельцо Федорково Старицкого уезда, что находится в двух километрах от села Бойково.

Андрей Иванович Змиев решил построить новый каменный храм не в сельце Федоркове, «так как здесь низменная болотистая местность», а в селе Бойкове на высоком холме. Надо сказать, что устроитель нового храма сумел выбрать достойное место для будущей церкви. Высокий холм, у подножья которого с северной стороны протекает речка «Горенка», рядом, через дорогу, примыкает своеобразной архитектуры помещичий дом с большим парком — все это представляло картину зеленеющего острова и придавало окружающей местности живописнейший вид. Змиев пишет прошение в Тверской епархиальный совет о постройке нового храма во имя Толгской Божией Матери. Получив разрешение, Андрей Иванович вызвал из Ярославской вотчины опытных мастеров-каменщиков, и в 1770 г. был заложен в селе Бойково новый храм. К этому времени строителю храма исполнилось 70 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, Андрей Змиев не только смотрел за работами, но и сам принимал активное участие: рыл траншеи, тесал камни, носил воду и кирпичи по лестницам. Таково было его усердие в благодарность «Царице Небесной» за чудесное исцеление.

К 1777 г. храм с колокольней были построены и освящены. Сам же помещик Андрей Иванович Змиев навсегда переехал жительствовать в село Бойково. В храмовый праздник 8 августа после литургии святая икона Богоматери торжественно, с крестным ходом, обносилась вокруг церкви.

Немного прожил после этих событий строитель и жертвователь храма А.И. Змиев. Он был погребен у юго-западной стороны церкви. Около церкви когда-то находился камень над могилой благотворителя со следующей надписью: «Пред сим местом покоится прах храмоздателя Андрея Ивановича и супруги его Елизаветы Петровны Змиевых 1781 год. Посвящено памятию 1829 года Июня 26 дня».

После смерти Змиевых село Бойково было продано Долгаловым. Их род ведет свое начало с 1672 г. от войскового товарища казачьего полка Тараса Васильевича, прозвище Долголовый. В шестом поколении тайный советник Александр Филиппович Долгалов и стал обладателем этого имения. Его жена Констанция Карловна — дочь генерал-майора Эльзем фон Шварценберг — была лютеранского вероисповедания, и после принятия православия приняла имя Александры. Своим имением Долгаловы владели до 1917 г.

Для получения конкретных сведений о составе священнослужителей, количестве прихожан мы взяли данные клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год (с сохранением орфографии источника):

«Село Байково, в нем церковь во имя Толския Божия Матери с приделами Чудотворца Николая и Пророка Илии, каменная, в твердости, построена в 1773 г., утварию довольна, опись церковной утвари, книги приходорасходныя и план на церковь имеются, однокомплетная, земли отмежевано 36 десятин на каковую землю плана при церкви нет, приходских дворов 128, а в них мужеска пола душ 541 женска 540. Оное село разстоянием от губернскаго в 75, а от уезднаго городов в 10 верстах, вблизости к нему имеются селы: Мелтучи в 3-х, Покровское в 3-х же верстах.

В 1828 г. служили: Священник и ведомства духовник Феодор Григорьев Голубев 41 год. В чтении и пении хорош. Уволен окончив курс богословский, был учителем в Старицком приходском училище в высшем классе, сказывает по две проповеди в год в Старицком Борисоглебском соборе, аттестат имеет учения хорошаго поведения честнаго. Вдов. Произведен в 1813 г. в Старицкаго уезда в село Глебово, указом 1816 г. переведен в село Байково, в 1824 г. за исправное прохождение священнической должности и при честном поведении награжден набедренником и в оном же году определен в духовника. Родства не имеет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Дети его: Ксения -13 лет, Мария — 9 лет, Александра -1 год».

Прихожан в селе Байкове, в деревнях: Дорохове, Шорнове, Бунезине, Толстоухове, Бакшееве, Коконогине, в сельце Федоркове, в селе Мелтучи — 128 дворов (541 мужчина, 540 женщин).

По данным Тверского епархиального статистического сборника И. Добровольского 1901 г.: «Церковь Толгской Божией Матери, построена в 1777 г., каменная, престола три: главный холодный Толгской Божией Матери, придельные теплые: Святого Пророка Илии и Святителя Николая.

В 1901 году служили: Священник Иоанн Васильевич Соколов 37-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1885 г., состоял сотрудником духовного следствия, награжден в 1899 г. скуфьей. Псаломщик Иоанн Иоаннович Воскресенский 28-ми лет, в должности с 1890 г.

Прихожан в селе Байкове, в деревнях: Дорохове, Бунезине, Федоркове, Шорнове, Толстоухове, Бакшееве, Коконягине — 236 дворов (687 мужчин, 771 женщина)».

В 1914 г. служили: Священник Иоанн Соколов 52-х лет, окончил семинарию, на службе 30 лет. Псаломщик-диакон Иоанн Воскресенский 45-ти лет, на службе 24 года, в храме Толгской Божией Матери 19 лет.

Прихожан в деревнях: Дорохове Бунезино, Федорково, Шорново, Толстоухово, Бакшеево, Коконягино — 730 мужчин и 763 женщины.

В 1936 г. в селе Бойкове была закрыта церковь Толгской Божьей Матери.

Историю церкви Толгской Божьей Матери в деревне Бойково мы проследили по воспоминаниям очевидцев.

Коренных жителей начала XX в. нам найти не удалось, так как до конца 70-х годов в деревне было 5-10 дворов. Массовое заселение территорий деревни Бойково началось в 1978 г.

Мы беседовали с жителями разных возрастов, теми, кто видел церковь в разные этапы ее «жизни».

Низамова Антонина Ивановна, жительница деревни Мошнино (1,5 километра от д. Бойково) отметила богатое внутреннее убранство церкви, вспомнила как широко отмечался праздник «Тольская» 21 августа, рассказала о церковном погосте, на котором хоронили жителей окрестных деревень. Быть упокоенным у стен обители считалось очень почетным. К сожалению, могилы троих ее родственников бабушки, тети и сестренки) в настоящее время сровняли с землей.

Ее поразило варварское отношение советской власти к церкви после её закрытия в  1936 г.:  колокола были сброшены, убранство разворовано, священнослужители арестованы.

По воспоминаниям Михайловой Тамары Александровны, родившейся в деревне Красная Поляна и переехавшей в деревню Никольское в 1948 г., мы узнали о том, что в годы войны в церкви был сельский клуб, там устраивали танцы, показывали кинофильмы. Позже колхоз стал использовать   церковь   как хозяйственное помещение, мастерскую.

Андреева Валентина Викторовна, приехавшая в деревню Бойково в 1982 г. по распределению работать учителем начальных классов, рассказала нам о том, как использовали церковь в 80-90 годах. Это была колхозная мастерская, территория вокруг была больше похожа на свалку. Везде лежали запчасти от техники, стояли трактора и оборудование к ним. Как отражение советской эпохи на стене перед входом висел плакат: «Десятой пятилетке наш ударный труд». Трактора сравняли с землей остатки церковного погоста. Молодежь забиралась на колокольню и осматривала окрестности, позже для безопасности лестницы убрали.

Таким образом, мы проследили, как изменялась церковь на протяжении XX в.

Почти 80 лет в церкви не идут службы. За это время случалось всякое: гранитные плиты с могил помещиков местные жители тракторами перетащили к домам, использовали как тротуарную плитку. Но нашлись те, кто открыто возмутился этим поступком, и «новыми хозяевами» они были выброшены на свалку, а не возвращены на место.

В 90-годы, желая обогатиться, два молодых человека спилили крест. Он оказался железным, и его обломки бросили тут же, у стен обезглавленной церкви. После этого события два года подряд в электрическую подстанцию деревни била молния. Возможно, это только совпадение.

В настоящее время церковь заброшена. Местные жители забыли о её истинном назначении. Для многих основные христианские заповеди стали неактуальны.

Сегодня важно переосмыслить отношение к религии, взглянуть на многие привычные вещи другим, более мудрым и понимающим, взглядом. Нужно, чтобы молодые не повторяли ошибок предков, учились жить в гармонии с обществом и самим собой. И начать этот путь нужно с уважения к родным святыням, истории своей малой родины.

Иванова Анастасия


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous