«C природой одною он жизнью дышал»

КОСТИНА АЛЁНА, студентка 21 группы

ГОУ СПО «Старицкий колледж».

Научный руководитель АНДРЕЕВА Д. А.,

преподаватель ГОУ СПО «Старицкого колледжа».

 (Творчество художника И. И. Левитана на Тверской земле)

 В 70-80-е гг. основные тенденции развития русской живописи определяли молодые художники, объединившиеся в1870 г. под руководством И. Н. Крамского в «Товарищество передвижных художественных выставок». Большую роль играли критик В. В. Стасов и меценат П. Третьяков.

Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права, является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры. Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных событиях. Изобразительное искусство было непосредственно связано с общественной жизнью, влияло на нее, являясь проводником принципиально важных политических идей и нравственных установок.

Ко второй половине XIX в. функции живописи в российском обществе коренным образом изменились. Если ранее она служила идее украшения жизни и была призвана, прежде всего, радовать глаз гармонией форм и совершенством красочных решений, то в пореформенный период эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось более важным правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на традиционную народную жизнь, глубоко выразить чувства и переживания самых разных сословий. Неприятие общественных порядков, способность “заболеть” несовершенством и несправедливостью жизни – все это становилось характерной чертой русской живописи пореформенного периода  и говорило о сопричастности ее творцов судьбе России и русского народа. Вера в воспитательную миссию искусства и его социальную значимость способствовала рождению блестящей плеяды художников-мастеров классической реалистической живописи.

Эстетика нового реалистического пейзажа XIX в. слагается на путях   критического переосмысления традиций академического и позднеромантического пейзажа. Предлагая художнику сумму готовых рецептов, как выбрать увлекательный вид и эффектно скомпоновать красивую картину, эти традиции учили видеть и изображать природу, очищенную от повседневности и тормозили развитие живого реалистического чувства природы. Не исключительные виды и явления, заведомо красивые, а поэзия, рождающаяся из прозы, из опыта обычного, повседневного общения с природой – такова задача реалистического пейзажа. Это был путь его демократизации, внесение в пейзажный образ эмоций, настроений и оценок, присущих широким массам народа.

В реалистическом направлении работали многие выдающиеся художники того времени, такие как А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.

Именно на этот период приходится творчество Исаака Ильича Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по новому стилю)1860 г. в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) близ станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но в конце концов выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге — переводчиком, контролёром, кассиром. Был учителем иностранных языков. В последнем качестве он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат более достойное образование. Это случилось в1870 г.

Образование Исаак Левитан получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1884 гг.).

Между тем жил он в эти годы очень тяжело. В1875 г. умерла его мать, а двумя годами позже — отец. Левитан остался без средств к существованию. Ему негде было приклонить голову, он в буквальном смысле слова  голодал.

Жизнь началась лучше после знакомства с П. М. Третьяковым, который приобрел у Левитана картину «Осенний день. Сокольники». В это же время произошло сближение с С. Мамонтовым и основанным им абрамцевским художественным кружком.

Следующий,1887 г., оказался рубежным в судьбе живописца. Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд он провел на великой русской реке. Ездил Исаак Ильич на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковой. За годы проведенные с Софьей Петровной, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердивших его в роли ведущего русского живописца.

Слава Левитана росла. В1891 г. художник стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

Левитан пристально следил за новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с  «Миром искусства» и с его лидерами — С. Дягилевым и А. Бенуа.

В поисках вдохновения художник Исаак Ильич Левитан много путешествовал.

В Тверскую губернию, в имение Панафидиных-Вульфов Курово-Покровское, он впервые приехал весной1891 г. Рекомендацию на посещение усадьбы ему дала Лика Мизинова —  знакомая Левитана, племянница Н.П. Панафидина.

В наших краях он появился в сопровождении Софьи Петровны Кувшинниковой.

В знак благодарности, Левитан написал портрет хозяина дома Н. П. Панафидина, изобразив его сидящим в кресле. Тем же летом появился второй портрет хозяина дома. Эти две работы — редкое исключение в творчестве Левитана, он был «чистым» пейзажистом и в его картинах человек не присутствовал.

Результатом пребывания Левитана в наших краях было рождение  одного из значительных его полотен «У омута».

Омут — сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна — несчастной ли любви, страшного ли преступления, встречи ли с тем, что недоступно пониманию. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан своей спутнице. Он уловил это тревожное настроение и выразил его живописными средствами. Это было его кредо: «Природу украшать не надо, — утверждал художник, — но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».

Художник создал полотно редкой впечатляющей силы: общий сумеречный тон картины, таинственно спокойная гладь омута, хмурое вечернее небо, красноватые отсветы заката на воде, пустынная тропинка, словно прячущаяся среди темных кустов, – все это создает образ природы, полной тревожной настороженности, скрытого драматизма.

С отъездом из имения Панафидиных не закончились творческие связи Левитана с Тверским краем.

Следующий его приезд  на тверскую землю состоялся весной1893 г. И в этой поездке его сопровождала  С. П. Кувшинникова. Остановились  они в старинном поместье Ушаковых  в селе Островно.

Здесь, в озерном крае, зародилось центральное его полотно «Над вечным покоем», про которое художник писал П. М. Третьякову: «Я в нем весь со всей своей психикой, со всем своим содержанием…».

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Написанная с большим увлечением, под вдохновляющие звуки героической симфонии Бетховена, она сама воспринимается, как торжественный реквием, воплотивший раздумья Левитана о кратковременности человеческого существования и величии неиссякаемо могучих сил природы.

Три стихии представлены на холсте – темная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они, составляясь и пересоставляясь в непонятном человеку стремлении, формируют грозный образ природы, характерный для этой работы.

Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

Картину «Над вечным покоем» Левитан считал самой значительной из своих работ.

В марте1894 г. Левитан третий раз приезжает в наши края. Остановился он в Горке — имении своих знакомых Турчаниновых.

Шедевром стала картина «Март».

Левитан всегда очеловечивал природу, прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты.Все в «Марте» находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодной лазурью, темные сосны со светлыми извилистыми осинами, ослепительные пятна снега с синими тенями, большой купол ярко-синего неба и большой кусок ярко-желтой стены. Казалось бы, что такие контрасты должны были «спорить» между собой, однако они гениально примирены великим художником. В холодную синеву неба неуловимо проникает тепло золотистого солнца, а желтизну стены окутывают голубые рефлексы неба, — и ничего не «кричит», не раздражает глаз зрителя, а, наоборот, создается гармоничная мелодия красок.

В этом полотне Левитан изображает природу как бы крупным планом, без ненужных подробностей.

Картина «Весна. Большая вода» так же принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.

«Весна. Большая вода » — одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой и тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Беспечальная, светлая радость, какая-то ее спокойная полнота исходит от картины. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.

Осенью1895 г. Левитан приступил к работе над одним из самых пронзительных по тонкости чувств произведений – «Золотая осень».

«Золотую осень», свое известнейшее произведение, художник написал в тверском имении Горка, принадлежавшем А. Н. Турчаниновой, и построил его на смелых цветовых контрастах. Промытое до прозрачной голубизны небо, золото листвы, зелень пожухлой травы сливаются в нечто неотменимое и вечное — в красоту мира, очаровывающую и просветляющую человека. Левитан «понял, — писал А. Головин, — как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы….»

Картина «Золотая осень» — самая популярная картина Левитана, посвящённая русской осени. Эта картина отличается яркостью, повышенной декоративностью.

В это время он задумал свою заключительную картину, которую хотел назвать «Русь». Смерть оборвет работу над этим полотном. Неоконченная, она появится в Русском музее Петербурга под названием «Озеро».

1896 г.  — период последнего приезда Левитана  в Горку, в Тверской край. Дома в Удомле, где жил художник, не сохранились.

Левитан возвращается в Москву. К нему пришло великое признание. Тем временем, у художника развивается жестокая сердечная болезнь.  Умер Левитан 4 августа1900 г.

«С природой одною он жизнью дышал» — эту строчку из Баратынского привел Левитан в письме к В. Гольцеву. Все начинается у него с любви к природе. С нею нерасторжимо связан весь мир Левитана. Он уходил в природу, и она давала ему все, помогала забыть горечь и усталость, обиды и неудачи, тяжесть потерь и болезнь. Сколько раз она дарила ему минуты, когда он был всего счастливее, добрее, чище!

Картины Левитана безлюдны, но человечны. Они несут в себе высокое нравственное содержание. Он умел говорить о человеке через пейзаж, умел «искать и открывать в природе – по выражению М. М. Пришвина – прекрасные стороны души человеческой».

Грустно, что жизнь художника промелькнула так быстро и безвозвратно. Сколько людей могли бы стать счастливыми, увидев его новые полотна, печалиться, радоваться, страдать, потому что за этими картинами любовь и горечь, боль и радость жизни, за ними Родина и собственная жизнь художника.

Уходят художники, но картины хранят биение их сердец. Пройдут годы, придут другие художники, они сменят ушедших. Сменят, но не заменят. «Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера», — сказал Гюго.


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous