Белокаменная церковь Толгской Божьей Матери построена в 1770-1777 гг. (освящена в 1777 г.).

Храм представляет собой двусветный одноглавый четверик, который отличает богатый декор в стиле барокко, соединенный трапезной с колокольней. Сама же трапезная была существенно расширена в 1902 г.

Своим основанием и устройством храм в селе Бойково обязан помещику Андрею Ивановичу Змиеву. До построения церкви в селе Бойково, помещики Змиевы имели постоянное место жительства в городе Ярославле. Здесь в губернии они имели около тысячи крепостных крестьян. В 1769 г. Андрей Иванович внезапно ослеп. Все усилия врачей оказать какую-либо ему помощь оказались напрасными. В таком удрученном и беспомощном душевном состоянии Змиева озарила светлая и благая мысль – обратиться к помощи и заступнице «Небесной Царице». Он тут же отправляется в местную Толгскую обитель к чудотворной иконе Богоматери и просит настоятеля помолиться и отслужить водосвятный молебен по «Небесной Царице». И происходит чудо! После усердной и горячей молитвы, «окройленый» святою водою и лобызанию святой иконы Змиев получает исцеление – прозревает. В чувстве неописуемой радости и в благодарность «Царице Небесной» Андрей Иванович тут же дает обещание – построить храм во имя Толгской иконы Богоматери.

Змиев приезжает в свое имение в сельцо Федорково Старицкого уезда, что находится в двух километрах от села Бойково.

Андрей Иванович Змиев решил построить новый каменный храм не в сельце Федоркове, «так как здесь низменная болотистая местность», а в селе Бойкове на высоком холме. Надо сказать, что устроитель нового храма сумел выбрать достойное место для будущей церкви. Высокий холм, у подножья которого с северной стороны протекает речка «Горенка», рядом, через дорогу, примыкает своеобразной архитектуры помещичий дом с большим парком — все это представляло картину зеленеющего острова и придавало окружающей местности живописнейший вид. Змиев пишет прошение в Тверской епархиальный совет о постройке нового храма во имя Толгской Божией Матери. Получив разрешение, Андрей Иванович вызвал из Ярославской вотчины опытных мастеров-каменщиков, и в 1770 г. был заложен в селе Бойково новый храм. К этому времени строителю храма исполнилось 70 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, Андрей Змиев не только смотрел за работами, но и сам принимал активное участие: рыл траншеи, тесал камни, носил воду и кирпичи по лестницам. Таково было его усердие в благодарность «Царице Небесной» за чудесное исцеление.

К 1777 г. храм с колокольней были построены и освящены. Сам же помещик Андрей Иванович Змиев навсегда переехал жительствовать в село Бойково. В храмовый праздник 8 августа после литургии святая икона Богоматери торжественно, с крестным ходом, обносилась вокруг церкви.

Немного прожил после этих событий строитель и жертвователь храма А.И. Змиев. Он был погребен у юго-западной стороны церкви. Около церкви когда-то находился камень над могилой благотворителя со следующей надписью: «Пред сим местом покоится прах храмоздателя Андрея Ивановича и супруги его Елизаветы Петровны Змиевых 1781 год. Посвящено памятию 1829 года Июня 26 дня».

После смерти Змиевых село Бойково было продано Долгаловым. Их род ведет свое начало с 1672 г. от войскового товарища казачьего полка Тараса Васильевича, прозвище Долголовый. В шестом поколении тайный советник Александр Филиппович Долгалов и стал обладателем этого имения. Его жена Констанция Карловна — дочь генерал-майора Эльзем фон Шварценберг — была лютеранского вероисповедания, и после принятия православия приняла имя Александры. Своим имением Долгаловы владели до 1917 г.

Для получения конкретных сведений о составе священнослужителей, количестве прихожан мы взяли данные клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год (с сохранением орфографии источника):

«Село Байково, в нем церковь во имя Толския Божия Матери с приделами Чудотворца Николая и Пророка Илии, каменная, в твердости, построена в 1773 г., утварию довольна, опись церковной утвари, книги приходорасходныя и план на церковь имеются, однокомплетная, земли отмежевано 36 десятин на каковую землю плана при церкви нет, приходских дворов 128, а в них мужеска пола душ 541 женска 540. Оное село разстоянием от губернскаго в 75, а от уезднаго городов в 10 верстах, вблизости к нему имеются селы: Мелтучи в 3-х, Покровское в 3-х же верстах.

В 1828 г. служили: Священник и ведомства духовник Феодор Григорьев Голубев 41 год. В чтении и пении хорош. Уволен окончив курс богословский, был учителем в Старицком приходском училище в высшем классе, сказывает по две проповеди в год в Старицком Борисоглебском соборе, аттестат имеет учения хорошаго поведения честнаго. Вдов. Произведен в 1813 г. в Старицкаго уезда в село Глебово, указом 1816 г. переведен в село Байково, в 1824 г. за исправное прохождение священнической должности и при честном поведении награжден набедренником и в оном же году определен в духовника. Родства не имеет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Дети его: Ксения -13 лет, Мария — 9 лет, Александра -1 год».

Прихожан в селе Байкове, в деревнях: Дорохове, Шорнове, Бунезине, Толстоухове, Бакшееве, Коконогине, в сельце Федоркове, в селе Мелтучи — 128 дворов (541 мужчина, 540 женщин).

По данным Тверского епархиального статистического сборника И. Добровольского 1901 г.: «Церковь Толгской Божией Матери, построена в 1777 г., каменная, престола три: главный холодный Толгской Божией Матери, придельные теплые: Святого Пророка Илии и Святителя Николая.

В 1901 году служили: Священник Иоанн Васильевич Соколов 37-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1885 г., состоял сотрудником духовного следствия, награжден в 1899 г. скуфьей. Псаломщик Иоанн Иоаннович Воскресенский 28-ми лет, в должности с 1890 г.

Прихожан в селе Байкове, в деревнях: Дорохове, Бунезине, Федоркове, Шорнове, Толстоухове, Бакшееве, Коконягине — 236 дворов (687 мужчин, 771 женщина)».

В 1914 г. служили: Священник Иоанн Соколов 52-х лет, окончил семинарию, на службе 30 лет. Псаломщик-диакон Иоанн Воскресенский 45-ти лет, на службе 24 года, в храме Толгской Божией Матери 19 лет.

Прихожан в деревнях: Дорохове Бунезино, Федорково, Шорново, Толстоухово, Бакшеево, Коконягино — 730 мужчин и 763 женщины.

В 1936 г. в селе Бойкове была закрыта церковь Толгской Божьей Матери.

Историю церкви Толгской Божьей Матери в деревне Бойково мы проследили по воспоминаниям очевидцев.

Коренных жителей начала XX в. нам найти не удалось, так как до конца 70-х годов в деревне было 5-10 дворов. Массовое заселение территорий деревни Бойково началось в 1978 г.

Мы беседовали с жителями разных возрастов, теми, кто видел церковь в разные этапы ее «жизни».

Низамова Антонина Ивановна, жительница деревни Мошнино (1,5 километра от д. Бойково) отметила богатое внутреннее убранство церкви, вспомнила как широко отмечался праздник «Тольская» 21 августа, рассказала о церковном погосте, на котором хоронили жителей окрестных деревень. Быть упокоенным у стен обители считалось очень почетным. К сожалению, могилы троих ее родственников бабушки, тети и сестренки) в настоящее время сровняли с землей.

Ее поразило варварское отношение советской власти к церкви после её закрытия в  1936 г.:  колокола были сброшены, убранство разворовано, священнослужители арестованы.

По воспоминаниям Михайловой Тамары Александровны, родившейся в деревне Красная Поляна и переехавшей в деревню Никольское в 1948 г., мы узнали о том, что в годы войны в церкви был сельский клуб, там устраивали танцы, показывали кинофильмы. Позже колхоз стал использовать   церковь   как хозяйственное помещение, мастерскую.

Андреева Валентина Викторовна, приехавшая в деревню Бойково в 1982 г. по распределению работать учителем начальных классов, рассказала нам о том, как использовали церковь в 80-90 годах. Это была колхозная мастерская, территория вокруг была больше похожа на свалку. Везде лежали запчасти от техники, стояли трактора и оборудование к ним. Как отражение советской эпохи на стене перед входом висел плакат: «Десятой пятилетке наш ударный труд». Трактора сравняли с землей остатки церковного погоста. Молодежь забиралась на колокольню и осматривала окрестности, позже для безопасности лестницы убрали.

Таким образом, мы проследили, как изменялась церковь на протяжении XX в.

Почти 80 лет в церкви не идут службы. За это время случалось всякое: гранитные плиты с могил помещиков местные жители тракторами перетащили к домам, использовали как тротуарную плитку. Но нашлись те, кто открыто возмутился этим поступком, и «новыми хозяевами» они были выброшены на свалку, а не возвращены на место.

В 90-годы, желая обогатиться, два молодых человека спилили крест. Он оказался железным, и его обломки бросили тут же, у стен обезглавленной церкви. После этого события два года подряд в электрическую подстанцию деревни била молния. Возможно, это только совпадение.

В настоящее время церковь заброшена. Местные жители забыли о её истинном назначении. Для многих основные христианские заповеди стали неактуальны.

Сегодня важно переосмыслить отношение к религии, взглянуть на многие привычные вещи другим, более мудрым и понимающим, взглядом. Нужно, чтобы молодые не повторяли ошибок предков, учились жить в гармонии с обществом и самим собой. И начать этот путь нужно с уважения к родным святыням, истории своей малой родины.

Иванова Анастасия


От admin

5 комментариев для “История родной церкви села Бойково”
  1. Не согласна, что в конце 70-х было, 5-10 домов. Я родилась в Бойково в 1966 году, домов было около 50.

  2. Ольга, как можно с Вами связаться? У меня есть несколько вопросов о Бойково.

  3. Толи правда, толи лож. Сейчас и не разберёшь. Начало статьи в основном из общеизвестных источников. Хорошо хоть данный храм не снесли как в Покровском, там еще больше загадок. Вокруг погоста рядом с церковью еще во время немецкой двухмесячной оккупации была кирпичная ограда (есть фото немецкое). В Байкове был кирпичный завод. На счет Байково это не описка. Так на старых картах написано. Про тротуарную плитку смешно. Где то в 1975-1977 годах на втором этаже колокольни в кладке нашли пергаментный свиток. Но нашедшего жадность сгубила. Да вроде и жизнь его оборвалась недалеко от церкви через сколько то лет.
    Барское поместье по всей видимости было красивым с прудами и регулярным парком. были и планы поместья и иные документы. Они находились у директора школы. По воспоминаниям когда директор уезжал (около 1960 года) он эти документы забрал с собой.
    «вспомнила как широко отмечался праздник «Тольская»» это искажённое слова. Правильно То́лгская икона Бо́жией Ма́тери. Один из списков Иконы храниться в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения под Ярославлем. Где помещик Андрей Иванович Змиев и исцелился. Кстати потомка данного помещика видели в Ленинграде после 1945 года. Получается он пережил и репрессии и блокаду. Возможно потомки и сейчас живут в городе на Неве.
    «Коренных жителей начала XX в. нам найти не удалось, так как до конца 70-х годов в деревне было 5-10 дворов.» Коренных жителей по определению в Бойкове не могло тогда быть. Байково это помещичья усадьба. В ней был барский двухэтажный дом со всеми необходимыми постройками на территории поместья . Наиболее из близких и сохранившихся есть в деревне Богатьково. В деревне Мошнино как и в Покровское были свои помещики. Мошнинский помещик был очень беден и по воспоминаниям сильно от своих крестьян не отличался. Крестьяне приходили только работать. Заселение деревни произошло после 1917 года. При чем на первом поселке отстроились не голодранцы из дальних деревень.
    «колокола были сброшены, убранство разворовано, священнослужители арестованы» Иконы разобрали прихожане. Много икон были на первом поселке в одном из домов где то в 1950-1960 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous