ОТ ЗЕМСТВА ДО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ
С утверждением императором Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года начался новый период в истории областного управления.
«Прямым и ближайшим последствием реформы 19 февраля 1861 г. было призвание всех теперь уравненных классов общества к участию в управлении, — писал русский историк В.О.Ключевский. — На этом основании построены земские учреждения 1 января 1864 г. Вот главные черты этого закона. Все классы общества призывались совокупно содействовать правительству в ведении местных хозяйственных дел. Эта задача возложена была на земские учреждения».
Уездное земское собрание состояло из земских гласных, избираемых: 1) уездными землевладельцами, 2) городскими обществами, 3) сельскими обществами.
Избирали уездных гласных в уездное собрание на трёх съездах: уездных землевладельцев, городских избирателей и на съезде выборных от сельских обществ.
Не могли быть избраны в гласные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, чины местной полиции.
Гласные избирались на три года, никаких служебных преимуществ не имели, содержание не получали.
Уездные земские собрания собирались раз в год, действовали не более 10 дней. Исполнительными органами земских собраний были уездные управы.
Гласные из своего числа избирали постоянно действующий исполнительный орган — уездную земскую управу. Управа состояла из председателя и двух членов. Председатель уездной управы утверждался в этой должности губернатором.
Старицкая уездная земская управа была открыта в 21 сентября 1865 года в составе 35 человек. Председателем управы на первое трёхлетие с 1865 — 1868 года был избран, дворянин, статский советник Василий Михайлович Кротков, секретарем Земского собрания дворянин, штабс-ротмистр Николай Осипович Наркевич. Любопытно здесь привести заявление гласного и члена Управы из крестьян Ивана Никитича Никитина о том, что «в Члены Управы следует избрать из сословия Дворян, потому что они, крестьяне, неопытны по части письмоводства». Ровно через год, 20 сентября 1867 года Василий Михайлович Кротков заявил собранию, что он «по болезни более исправлять возложенной на него должности по званию Председателя Земского Собрания не может». Новым председателем был избран, дворянин, титулярный советник Иван Николаевич Ивков.
Старицкое земское собрание определило на содержание управы: председателю — 1000 рублей в год, (для примера, городской глава получал 1200 рублей в год), двум членам управы по 800 рублей, докторам от 600 до 800 рублей в год, учителям в зависимости от образования – с высшим до 200 рублей в год, с начальным – 120 рублей в год и т. д.
Находилось земство на Безымянном переулке (ныне улица Советская, здание администрации района). Строительство земского дома относится к 1880 году, позднее в 1910 году был надстроен второй этаж. В земском доме размещались уезд, земская управа, землеустроительная комиссия, воинское присутствие, дворянская опека, училищный совет. Уездное земское собрание контролировало деятельность уездной управы и утверждало уездный земский бюджет, ведало раскладкой земских повинностей. Бюджет земства складывался из сборов, которым оно облагало население Старицкого уезда (основная тяжесть земских платежей падала на крестьянство). Расходы земства делились на обязательные (дорожная, квартирная повинность, содержание управы, тюрьмы и т. д.) и необязательные (здравоохранение, народное образование, меры по улучшению сельского хозяйства и др.) Средств постоянно не хватало на земские нужды.
Середина 80-х годов XIX века — пора расцвета земства. Уже ощутимы были результаты его деятельности в русской провинции по созданию народных школ, народных больниц, народных библиотек; ещё далеко было до нового положения о земских учреждениях 12 июня 1890 г., стеснившего избирательную систему и деятельность земств и усилившего дворянский элемент в земстве.
Как явствует из архивного дела, процедура выборов гласных в Старицкое уездное земское собрание в 1883 году завершилось принятием присяги гласных. Было ли это общим правилом или традицией старицких земцев, сказать трудно. Во всяком случае, у старичан это была устойчивая традиция. Подтверждением служат документы Старицкого городского магистрата за 1798 год, о произведении мещанина Матвея Чернятина в архитекторские ученики. Сохранился и текст присяги, который написан скорописью XVIII века.
Любопытно, что при сравнении двух текстов присяги — городского магистрата и земского собрания – они мало отличаются друг от друга. Вот этот текст:
«Клятвенное обещание
Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом перед святым Его Евангелием и животворящим крестом Господним хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору Самодержцу Всероссийскому, исполнять законы Империи, надлежащим образом по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражде, противно должности своей и присяги не поступать и таким образом себя вести и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я перед Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего…
Аминь».
В 1886 году на школу тратилось более 300 рублей, число грамотных ко всему населению Старицкого уезда составляло 71,1 %, в уезде было 102 школы, в т. ч. 45 земских училищ. В 1910 году сеть лечебных учреждений состояла из пяти больниц (в Старице, Бернове, Луковникове, Бродах, Болотове), четырех амбулаторно-врачебных пунктов (Орешки, Мологино, Страшевичи, Введенское), двух фельдшерских пунктов (Емельяново, Ременево). Для поднятия уровня сельского хозяйства земство организовало артели, ссудно-сберегательные товарищества, выдавало крестьянам ссуды на покупку земли, осушение болот и т. д. 3емство проявляло заботу о просвещении. В 1890-е годы открывались земские библиотеки в селах Старицкого уезда (в 1902 году было 19 библиотек и читален), в 1896 году открыта публичная библиотека в Старице.
Из самых известных старицких земских деятелей можно отнести Владимира Ивановича Закревского, прослужившего председателем Старицкой земской управы более 25 лет; Евгений Валентинович де Роберти (де Роберти де ла Серда), философ-позитивист и социолог, доктор наук, сыгравший большую роль не только в тверских делах, но и в общероссийском общественном движении; Алексей Николаевич Вульф, дворянин, «тверской приятель» А. С. Пушкина; Борис Николаевич Тиц, дворянин, гласный Тверского губернского и Старицкого уездных земских собраний в 1903-1906 годах, член губернской управы в 1905-1906 годах; Борис Борисович Костылев, дворянин, доктор медицина, последний председатель Старицкого земского собрания в 1917 году. 22 декабря 1917 года газета «Тверской край» писала о Старице: «Большевики терроризировали наш город в полном смысле слова. Больше двух недель уже томятся в тюрьме, брошенные туда большевиками известный земский деятель доктор Б. Б. Костылев и пользующаяся общим заслуженным уважением учительница Е. В. Масленникова».
В 1917 г. в Старице был образован уездный совет крестьянских депутатов. В декабре уездный съезд советов избрал исполком, в состав которого вошли представители всех волостей.
По Конституции 1918 года уездные съезды созывались один раз в три месяца. Старицкий уездный исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (с 26 апреля 1918 г. — Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов) являлся высшим органом Советской власти в нашем крае в период между уездными съездами Советов. Председателем Старицкого ревкома стал П. Решетник.
Старицкий совет принял решительные меры и в сфере культурно-просветительской работы. Прежде всего, нужно было ликвидировать неграмотность. В уезде на 100 человек приходилось 38 неграмотных и столько же – едва умеющих читать по слогам. В отдельных волостях было и того хуже. В Киселевской волости, например, из 2272 человек полностью неграмотных было 1212. Чтобы решить проблему народного образования, в деревню на учительскую работу пошли энтузиасты из городской молодежи. Благодаря таким активным мерам в 1920 г. в уезде действовали уже 250 школ первой и второй ступени, 45 библиотек и 92 культурно-просветительских кружка.
Большую роль в просвещении населения играли избы-читальни. Крестьяне сами ратовали за их создание и помогали в этом деле Советам. Деревня требовала печатного слова. Например, жители д. Рождественно Емельяновской волости решили: «Открыть избу-читальню в д. Рождественно. Изба принадлежит гражданину Ивану Ивановичу Козлову. Простора и света достаточно. Если бы это состоялось и возможно будет получать и книги и газеты, мы очень и очень были бы рады».
В 1922 году население Старицкого уезда составило 183596 человек.
В 1924 году Старицкий уезд был упразднен. Вместо него были созданы укрупнённые волости: Старицкая, Луковниковская и Степуринская пополнили Ржевский уезд, Высоковская – Новоторжский уезд, Емельяновская – Тверской уезд, Лотошинский – Волоколамский уезд Московской губернии.
До 1929 город Старица была центром волости. В 1929 году вместо губерний были образованы области, края, районы и округа. 17 июня был организован Старицкий район в составе 28 сельских Советов, в которых было 399 сел и деревень с населением 47 тыс. человек. В составе Ржевского округа он входил в Западную область с центром в Смоленске.
Начало 30-х годов ХХ века – период сплошной коллективизации, которая завершилась к 1934 году. Протоколы Старицкого исполкома пестрят решениями об образовании сельскохозяйственных артелей на местах. Если в 1930 году колхозам и совхозам Старицкого района принадлежало лишь 7,4 % всей пашни, то в 1934 – 98,5 %. Число колхозов за это же время увеличилось с 46 до 476 (это еще неокончательные данные, т. к. нам еще предстоит найти сведения по колхозам 83 деревень), и в них объединились 14462 крестьянских хозяйства (86,3 %). Посевные площади колхозов составили 70443 га. Сегодня можно смело утверждать, что основная коллективизация в Старицком районе прошла в 1931 году, когда образовались 371 сельскохозяйственных артелей, что составляет 77,9 % от всех образованных колхозов к 1934 году.
С образованием в 1935 году Калининской области был образованы исполнительные комитеты. С этого времени исполком стал именоваться Старицкий районный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
С принятием Конституции СССР 1936 года съезды Советов были упразднены. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. По новой избирательной системе выборы в местные Советы состоялись в 1939 году. С 24 декабря 1939 года райисполком именовался — исполнительный комитет Старицкого районного Совета депутатов трудящихся.
В 1940 году появилась новая форма практической работы депутатов Советов — постоянные комиссии.
Областные Советы — вышестоящие звенья системы местных органов власти. Они руководили сельским хозяйством и промышленностью.
Местные Советы осуществляли свою работу в сессионном порядке. Сессии созывались не реже четырёх раз в год. В послевоенный период сессии созывались с нарушением конституционных сроков, гласность, подотчётность депутатов, была предана забвению.
Мирный труд страны был нарушен вероломным нападением фашистской Германией. Всего чуть более трех месяцев хозяйничали фашисты на нашей территории, а восстанавливать приходилось все. Уже 2 января 1942 года, на второй день после освобождения города Старицы от немецко-фашистских захватчиков, председатель Старицкого исполкома райсовета Тимофей Михайлович Боровиков провел первое заседание. На нем был только один вопрос – «Об обеспечении семенами посевной площади в 1942 году». А на следующий день исполком вновь собрался вместе, чтобы обсудить не менее важный вопрос: «О восстановлении органов государственного управления в освобожденных сельсоветов Старицкого района от немецко-фашистских оккупантов». Уже 7 января 1942 года состоялись заседания общих собраний колхозов. На одном из них заместитель начальника политотдела Степуринского МТС Никифорова, в частности, сказала: «…Мы знаем, что мы недалеко от фронта, а поэтому мы должны сделать тыл неприступной крепостью для немецких захватчиков…». Местные Советы принимали все меры для налаживания нормальной жизни района. Было создано 80 строительных бригад. Строили дома, ремонтировали инвентарь, оборудовали скотные дворы и зернохранилища. В течение одного года для колхозников было построено около 3 тысяч домов. Открылось 49 школ, 20 магазинов, 7 столовых, 15 больниц, 7 библиотек и 31 изба-читальня, амбулатории, аптеки и родильные дома. Начали работать электростанции, радиоузел, баня. Восстановлены были 4 льнозавода и 3 МТС. Огромную организаторскую роль в этот период времени сыграл председатель Старицкого исполкома райсовета Александр Николаевич Андреев, заменивший весной 1943 года ушедшего на фронт Т. М. Боровикова.
В конце 50-х – начало 60-х проводилась активная кампания по укрупнению колхозов, которая привела к оттоку сельского населения в города и породила проблему «неперспективных деревень». 13 апреля 1964 года Старицкий районный исполнительный комитет на своем очередном заседании исключил из учетных данных 16 населенных пунктов, «которые по разным причинам прекратили свое существование». Процесс постепенного исчезновения деревень усилился после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, принявшего курс на концентрацию и специализацию сельскохозяйственного производства. В 1968 г. сообразно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об упорядочении строительства на селе» был составлен генеральный план застройки сел Старицкого района, определены «перспективные» населенные пункты. К чему это привело, опять можно только проследить по протоколам, так 27 ноября 1975 года Старицкий районный исполнительный комитет исключил из перечня населенных пунктов района 16 деревень, 11 октября 1976 года – еще 33 деревни, а 6 июля 1979 года – дополнительно 20 деревень. Руководящая роль советов на протяжении нескольких десятилетий была принижена, так как основная роль отводилась в первую очередь партии. И надо сказать, что решения партии были обязательны для исполнительных комитетов всех уровней. Вспомним, куда на прием шел народ по наболевшим вопросам решать свои проблемы: жилищные, бытовые, социальные – в райком партии.
Конституция СССР 1977 года увеличила срок полномочий Советов до двух с половиной лет, и Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. С 7 октября 1977 года райисполком стал называться — исполнительный комитет Старицкого районного Совета народных депутатов.
В середине 1980-х – начале 1990-х годов этот период различных кампаний на нашей территории. Вспомним, как пример, как проводилась Всесоюзная пропаганда по привлечению населения в Старицкий район. Итоги этой акции были подведены на заседании Старицкого районного исполнительного комитета 14 августа 1990 года: «За истекшие четыре с половиной года хозяйствами района принято 298 семей, в которых насчитывалось до 600 трудоспособных человек и 580 детей… Это позволило добиться увеличения численности сельского населения за это время на 5 % или на 100 человек… Вместе с тем демографическая обстановка на селе и обеспеченность кадрами колхозов и совхозов остается напряженной. Так, из 76 выпускников средних школ прошлого года в хозяйствах района остались работать лишь 24 человека… Естественная убыль сельского населения за это время составила 488 человек, а механический прирост составил 1430 человек… В целом по Старицкому району приживаемость переселенцев составила 58,1 %».
1 декабря 1988 г. сессия Верховного Совета СССР приняла законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Впервые после 1936 года в практике советского строительства устанавливались единые сроки полномочий высших и местных органов власти — пять лет. Вводился институт председателей Советов всех уровней.
Закон СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» определил Советы народных депутатов как «основное звено» в системе местного самоуправления.
12 июня 1990 года провозглашён государственный суверенитет России. Изменение государственного статуса России (конец 1991 — начало 1992 годов) повлекло за собой ликвидацию представительной власти как политической основы государства. Начало этого процесса относится к августу 1991 года Указом Президента РСФСР от 22 августа 1991 года № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» полномочия исполнительных комитетов прекращены с момента назначения подотчётных Президенту глав администраций. Таким образом, в декабре 1991 года в стране было образовано двоевластие – с одной стороны — администрация Старицкого района, Главой стал Юрий Иванович Смолин; с другой – Старицкий районный Совет народных депутатов, председатель Александр Васильевич Козлов.
Этот период времени еще предстоит изучать будущим исследователям по современной истории России. Я лишь напомню в каких условиях работали власти всех уровней. Протоколы этих лет пестрят решениями об организации нескольких сотен фермерских хозяйств, открытии частных магазинов, приватизации. Что осталось от этого сегодня? Страну сотрясают экономические кризисы, инфляция, вводится карточная система. Впервые власти столкнулись с проблемой выплаты заработных плат и так далее.
Реформирование представительных органов власти субъектов Федерации началось после событий 3-4 октября 1993 года в Москве, хотя в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» полномочия представительных органов власти в субъектах Федерации сохранялись.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных Советов народных депутатов была прекращена и начался процесс создания новых органов государственной власти, соответствующих новой Конституции Российской Федерации. Деятельность малого Совета Старицкого районного Совета народных депутатов была прекращена 11 октября 1993 года. На смену ему, в период вакуума законодательной власти, при администрации Старицкого района был 12 апреля 1994 года создано в составе 30 человек Собрание представителей населения Старицкого района, который возглавила Надежда Владимировна Авдошина.
20 марта 1994 года были проведены выборы в Законодательное Собрание Тверской области и городское Старицкое собрание представителей населения. На первом своём заседании 3 марта 1994 г. Законодательное Собрание Тверской области приняло Декларацию, в которой провозглашалось: «Законодательное Собрание осуществляет государственную представительную (законодательную) власть в Тверской области и входит в систему органов государственной власти».
На основании ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 8 декабря 1996 года был избран на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием представительный орган местного самоуправления – Собрание депутатов Старицкого района. Впервые за всю историю местного самоуправления также был избран глава администрации Старицкого района – Олег Сергеевич Плетнев.
Начался новый этап реформирования местного самоуправления.
Шитков Александр Владимирович,
преподаватель Старицкого педучилища,
председатель Старицкого отделения РОИА.