В. Н. Г о в о р

 «Сферозвуковая  технология освоения духовых инструментов»

 Методологические основы Инструментально-духовой педагогики.

Учебное пособие для преподавателей классов духовых инструментов ДМШ, ДШИ, ССУЗов, ВУЗов.I часть.

СПб-Тверь, 2012.

Рецензенты:

А.М. Вавилина, профессор СПГК им. Н.А. Римского-Корсакова, Заслуженная артиска РСФСР.

А.Т. Скобелев, профессор МГК им. П.И. Чайковского, Народный артист России, лауреат международных конкурсов.

В.А. Чернушенко, профессор СРГК им. Римского-Корсакова, Народный артист СССР, художественный руководитель Санкт-Петербургской хоровой капеллы.

П.А. Бубельников, Народный артист России, главный дирижер и художественный руководитель Государственно театра «Зазеркалье». 

Данное пособие посвящено теоретическим вопросам современной методики, направленной не на обучение игре на духовых инструментах, но в большей степени на их освоение. Основная ее цель – заложить методологическую базу в музыкально-педагогическую практику и определить необходимость исследований проблем, в случае их возникновения.

В основу этого пособия были положены результаты собственных исследований автора и некоторые аналоговые обобщения, родившиеся в процессе разработки общей «Остро-вихревой резонансной теории звукообразования на духовых инструментах». Помощь автору в ее разработке оказал вице-президент Международного клуба ученых А.П. Смирнов, профессор, доктор физико-математических наук. Исходя, из этой теории мы смогли определить основные положения «Сферозвуковой технологии освоения всех групп духовых инструментов (СТОДИ)» и рождение практических алгоритмов в обретении основных навыков владения каждым из них. Главные опорные точки этой технологии, исходя их общей теории, это:

1. Общие приемы  исполнительского дыхания (физиологически-целесообразные).

2. Общее положение  губ при звукоизвлечении – их “фокусировка”, т.е. исходная точки динамики их движения.

3. Единое положение языка в соответствующих с его функциями.

4. Выход на тембр звука на всех инструментах на начальном этапе освоения духового инструмента.

Методология изложена в первой части пособия, во второй будут изложены    практические алгоритмы освоения технологии СТОДИ. Эта  часть, которую вы держите в руках, потребует от вас  вдумчивого отношения к ее содержанию.

Успехов всем читателям – Учителям и преподавателям классов духовых инструментов, в особенности начального периода !!!

      © Говор В.Н.

© БАНЭК

© МКУ

© Издательство «Композитор»

Содержание

От автора                                                                                                                   6

Глава I. Этапы разработки технологии                                                                11

§ 1. База проведения исследований в ходе разработки

технологии                                                                                                                    11

§ 2. Понятия и термины, используемые в «Методологических

основах инструментально-духовой педагогики»                                                    21

Глава II. Античные корни единства науки и музыки и их связь с

современностью                                                                                                        30

§ 3. Древне-эллинская культура – современный ориентир                                   30

§ 4. Воспитательная функция музыки                                                                      37

§ 5. Игровая природа творческой деятельности ребенка                                      42

§ 6. Музыкальное движение как основа включения музыкально-творческого

мышления                                                                                                                     45

§ 7. Истоки возникновения импровизации как вида деятельности                       49

§ 8. Звукообразная импровизация как средство активизации музыкально –

творческого развития                                                                                                  52

§ 9. Исторический аспект возникновения ритма как временной основы

музыки                                                                                                                          54

Глава III. Методологические основы «Сферозвуковой технологии

освоения духовых инструментов» (СТОДИ)                                                      60

§ 10. О сущностном подходе к рождению научных понятий                                  60

§ 11. Современный уровень естествознания и его роль в разработке методо-

логических основ СТОДИ                                                                                          68

§ 12. Основы методологии представленные в «Сферодинамике»                       73

§ 13. Формирование гуманистического мировоззрения преподавателей-инструменталистов 80

§ 14. Философский аспект в исследовании музыкального искусства                 85

§ 15. Истоки эмпирического обобщения в науке и педагогике                              87

§ 16. Динамический принцип в становлении слухо-двигательного комплекса

инструменталиста в освоении СТОДИ                                                                     88

§ 17. Фазовые переходы в практике освоения различных инструментов

по технологии СТОДИ.                                                                                               92

§ 18. Мышечная рефлексия как фактор саморазвития личности

инструменталиста-духовика                                                                                      105

§ 19. Фактор внимания в формировании слухо-двигательной координации       109

§ 20. Интонирование  как важнейшее профессиональное качество

музыканта                           115

§ 21. Дыхание – основной возбудитель звука в духовых инструментах       119

§ 22. Основные принципы формирования губного аппарата: с биологической

и физической позиций                   137

§ 23. Формирование артикуляционной функции в освоении СТОДИ              140

§ 24. Роль слуха в формировании музыкального мышления  инструменталис-

та-духовика                  142

§ 25. Способы применения алгоритмов СТОДИ в настройке (подстройке)

духовых инструментов                              150

Глава IV. Единая теория звукообразования для всех духовых

инструментов                            150

§ 26. Научно-теоретические предпосылки разработки общей теории

звукообразования                           150

§ 27. Аналоговый принцип в работе губного аппарата – один из важнейших

в построении методологии                 155

§ 28. Основные механизмы возбуждения тембра в звуке духовых

инструментов                            162

§ 29. Научные предпосылки возникновения общей теории звукообразования

на духовых  инструментах                         166

§ 30. Остро-вихревая резонансная теория (общая) звукообразования в

духовых инструментах                      173

§ 31. Классификация духовых инструментов с позиции общей теории

звукообразования                                        185

Глава V.Сферозвуковая технология в становлении системы «Человек-Инструмент»   187

§ 32.Методологические основы гармонизации системы «Человек-Инструмент»   187

§ 33. Становление системы “Человек-Инструмент” как источника «Звуко-

информационной среды» ЗИС                              198

§ 34. Системогенетический подход к построению процесса целостно-

гармоничного развития личности                           200

§ 35.  Принципы развития биологической подсистемы (организма) –

исполнительского комплекса                                   203

§ 36. Основные принципы построения учебного  процесса                       206

§ 37. Технологические принципы реализации технологии СТОДИ                 209

§ 38. Поддержка СТОДИ  современными компьютерными (инновационными)

Технологиями                                               210

§ 39.Пример исполнительского интонационно-образного плана произведения Н.Я.Мясковского «Пожелтевшие страницы» (в переложении для трубы и ф-но)  211

Глава VI.Научно-духовный подход к проблеме реабилитации (К вопросу реабилитации детей и взрослых с нейро-церебральными патологиями средствами музыкально-творческой деятельности)  213

§ 40.  Валеологические ориентиры в разработке и построении алгоритмов

СТОДИ                                                 213

§ 41. Нейрофизиология и психология во взглядах на психику: анализ

зарубежных исследований                           215

§ 42. Научный подход к изучению проблем нейрофизиологии отечествен-

ными учеными                              218

§ 43. Регуляторные системы организма в соответствии с нейрогуморальной концепцией   219

§  44.Духовный подход к исследованию нейро-церебральных процессов и сознания человека  221

Заключение                                           223

Библиография                                      225

Приложения:                                                   233

Приложение 1. Отзывы об использовании технологии                    233

Приложение 2. Изображение  Др. Индийских богов                                               267

Приложение 3. Блок-схема звуко-информационной среды по А. Молю              268

Приложение 4/А  Иллюстрации визуализации Сферозвука с помощью

компьютерной технологии «Орфей»:                  269

Приложение 4/Б Иллюстрации синестетического изображения звука

с помощью технологии «Аполлон»                        271

Приложение 4/В Процесс очистки организма с помощью компьютерной

технологии «Карана»                               272

Приложение 5. Таблица № 1 /А Эволюция формирования и гармонизации

системы «Человек-Инструмент» (предлагаемый подход)                273

Приложение 6 Таблица  № 1/Б Построения процесса “Обучения игре на

духовых инструментах” (общепринятый подход: спонтанно-силовой

принцип)                                     276

Приложения с 7 по 17. Таблицы – Протоколы Экспериментального исследо-

вания губного аппарата (на примерах: гобоя, флейты, альт-саксофона,

валторны, трубы, тенора-тромбона, тубы)                 278

 

Знание того, какими вещи должны быть.

характеризует человека умного;

знание того, каковы вещи  на самом деле,

характеризует человека опытного;

знание же того, как их изменить вещи к лучшему,

характеризует человека гениального.

Д. Дидро

 

От автора

Данный эпиграф не относится к автору настоящего пособия. Оно результат огромного труда и в нем пойдет речь о результате многолетних исследований и практической апробации новой – научно обоснованной технологии освоения духовых инструментов и достижения объемного тембра на всех инструментах этой группы, определенного как «Сферозвук», по аналогии с голосовым – фонационным звуком. История поиска аналогов, опираясь на которые можно было определить теоретическую и практическую базу, нам удалось отыскать необходимые механизмы возбуждения звука подобного качества.

«Сферозвук» – это в некотором роде, новое явление в музыкальной эстетике, а всякое новое требует определенного времени на адаптацию сознания к этому явлению. По-правде говоря, абсолютно новым его не назовешь – в природе (в звуко-информационном пространстве) этот звук всегда существовал иначе он не смог бы проявиться. На него могли спонтанно выходить некоторые музыканты, но они не могли дать ему точного определения, т.к. не было четкой теоретической модели этого звука. В данном же случае, нам удалось получить:

— точное научное обоснование и точное акустическое определение этого звука (см. В.Н. Говор [46,47]);

— это обоснование позволило разработать рациональные – системные алгоритмы выхода на этот новый качественный уровень звука;

— это позволило определить точные ориентиры и выйти на ряд уникальных практических явлений и физико-акустических свойств в соответствии с критериями музыкального звука, имеющего резонансно-объемную природу[1].

В процессе выявления «Сферозвука» и его закрепления в музыкальной практике, приняли участие многие из деятелей науки и искусства: ученых-исследователей, руководителей музыкальных коллективов, музыкантов исполнителей различных специальностей, студенты музыкальных колледжей и ВУЗов, учащиеся ДМШ и ДШИ, отечественных и зарубежных педагогов и профессоров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Германия, Дания, Польша, и другие). Таким образом, «Сферозвуковая технология освоения духовых инструментов (СТОДИ)» позволила выявить:

— самые скрытые музыкальные способности и выйти на тембр, свойственный каждому духовому инструменту уже на ранних этапах его освоения;

— добиться максимальных исполнительских возможностей при минимальных физических затратах и при максимальной пользе для здоровья.

Практика игры на духовых инструментах была обобщена и зафиксирована в конце XVI – начале XVII века немецким композитором и теоретиком М. Преториусом в его труде «Sintagma musicum». Дальнейшее развитие она получила в работах выдающихся музыкантов и ученых Л.Оттетера (1707) и И.Кванца (1752) как целое направление в научно-методических исследованиях теории и практики игры на духовых инструментах, а также в истории их развития на примере флейты. В развитии этого направления видное место принадлежит немецкому музыканту и ученому И.Е.Альтенбургу, выпустившему в свое время «Пособие для обучающихся на трубе и литаврах» (1795).

Конец ХХ и начало XXI века – это новый поворот в разработке, не только новых инновационных технологий в целом, но и тех, которые стало возможным применить в музыкальном искусстве. Он обусловлен новыми открытиями в самых различных областях, определяющих перспективу развития, в том числе и музыкально-педагогической – заново рождающейся инструментально-духовой педагогики. Одним из примеров подобного процесса – рождение данного пособия, инновационного по своей сути, обогащающего теорию и практику обучения и игры на духовых инструментах.

Настоящее учебное пособие подготовлено к публикации в двух частях:

— первая часть, раскрывающая теоретические закономерности освоения всех духовых инструментов, написанная в виде научно-методологических очерков;

— вторая часть, состоит из практических алгоритмов освоения духовых инструментов.

Подобный подход применяется в инструментально-духовой сфере музыкальной педагогики впервые. Следует отметить, что это касается не только отечественной, но и мировой практики в целом. Представленный методологический подход является весьма актуальным для современной методической науки и практики. Методы исследования и результаты, использованные в пособии, позволяют экстраполировать их на другие области музыкально-инструментального воспитания. Дело в том, что обучение (касающееся духовых инструментов), в основном, опирается на общепринятые (ставшие традиционными) принципы, сопряженными с весьма значительными затратами – физических и психических сил, являясь, по сути своей, основой для спонтанно-силовой методики  в обучении на духовых инструментах.

Что, же касается, принципов освоения инструментов, основанных на оптимальных (физиологически целесообразных) алгоритмах, заложенных в технологии СТОДИ, то для их реализации необходима опора на некоторые принципы:

— во-первых, на доступность в освоении духового инструмента и достаточную мотивацию ученика;

— во-вторых, на гуманистический подход к педагогическому процессу со стороны наставника;

— в-третьих, на валеологические (здравосберегающие) принципы освоения всех духовых инструментов;

— в четвертых, опора на научные принципы построения процесса освоения этих инструментов: – на учет возрастных и характерологических особенностей ученика;

— в пятых, на знание механизмов звукоизвлечения; – на алгоритмизацию процесса освоения инструмента;

— в-шестых, на прогрессивность процесса в развитии учащегося.

Разница не только в отличие подобных принципов, но и в целом ряде характеристик, например:

обучение предполагает обязательный отбор претендентов, имеющих определенную предрасположенность к обучению, и соответствующую приспособленность к тому или иному инструменту, т.е. здесь речь идет о некоей одаренности, именно, к обучению;

освоение же, не имеет четкой ориентации на способности – главное, это желание ребенка овладеть каким-то духовым инструментом, а может, даже и  несколькими инструментами одновременно, так как сферозвуковая технология позволяет достигнуть этого без соответствующих потерь: как физических, так и временных.

Необходимо отметить, что рождение данного подхода к освоению духовых инструментов, стал возможным только в конце XX века, когда развитие научной мысли постепенно стало обретать большую открытость и большую доступность к пониманию ее общих тенденций, не только для ученых, но и для музыкантов. Говорить об этом, позволяет новый аналитический и научно-методологический метод и созданная на его базе общая «Остро-вихревая теория звукообразования на духовых инструментах» (см. в отдельной публикации на данном сайте). Она создана на основе «Сферодинамической теории» (автор – кандидата технических наук Б.В. Гладкова [26,28]) и при участии вице-президента Международного клуба ученых, доктора физико-математических наук, профессора А.П. Смирнова [131-134], с привнесением некоторых научно-теоретических положений из «Теории реальных систем». Разработка подобной теории, позволила обнаружить:

— во-первых, целый ряд аналогий в явлениях различной природы, а также позволила увидеть (с новых позиций) целый ряд закономерностей в работе исполнительского аппарата духовика (см. В.Н. Говор [46,47]);

— во-вторых, понять ошибочность во взглядах на процесс звукообразования, в связи с единственной теоретической базой, на которую опирались исследования различных авторов, в области звукообразования на духовых инструментах последних десятилетий. В частности – на теорию «Автоколебательных процессов …» А. Харкиевича [159]. И в том, что она привела к забвению теорию «Звукообразования на язычковых инструментах» Г. Гельмгольца (Helmgoltz H.L.F.  [188]). Это и послужило поводом для ошибочных выводов со стороны современных теоретиков-методистов и эмпирически настроенных практиков;

— в-третьих, позволила привести к общему знаменателю процесс звукообразования на всех духовых инструментах, т.е. к единой теории звукообразования, исходя из общих механизмов и объективных предпосылок;

— в-четвертых, позволила обнаружить физиологические механизмы целесообразного дыхания по аналогии с вокальной фонацией, на основе экспериментально полученных данных из работ: Л.Д.Работнова [112], Л.Л.Шика [163], О.Ф. Сеффери [123], Л.К. Ярославцевой [176], В.Н. Говора [30,31,34-52] и др.

Опору при разработке технологии СТОДИ составили некоторые научные направления (всего четырнадцать), которые необходимо было подвергнуть научному анализу в диссертационной работе автора (В.Н. Говора [47]).

В ходе работы над новой теорией звукообразования, пришлось опираться на имеющиеся работы отечественных и зарубежных исследователей, что явилось определенным теоретическим ориентиром для поиска новых подходов, отраженных в общей теории звукообразования и в технологии СТОДИ.

На протяжении длительного периода обучение игре на всех духовых инструментах, разделялось по определенной специфике. Отличались они между собой, в основном, по способам звукоизвлечения. Именно они-то и явились главной причиной сложившихся принципов звукоизвлечения и приемов игра на каждом из отдельных духовых  инструментов. Подобные отличия касались и инструментов внутри одной группы духовых инструментов: в частности, в группе так называемых “деревянных инструментов”, где до сих пор существуют разделение: на кларнет и саксофон, который никакого отношения не имеет к этой группе инструментов.

В этом ряду особняком стоит поперечная  флейта, хотя по особенностям звукоизвлечения она имеет ряд особенностей, сближающий ее с медными духовыми  инструментами, у которых имеется общий механизм звукообразования, если исходить из общей теории.

При разработке технологии СТОДИ все происходило довольно последовательно: едва сформировались технологические алгоритмы для медных инструментов, появилась необходимость поиска общих механизмов звукообразования на флейте. После этого стали появляться алгоритмы для остальных духовых инструментов: кларнетов и саксофонов. В последнюю очередь, были разработаны алгоритмы освоения таких инструментов, как гобой и фагот.

В науке, как правило, вначале рождается некая теоретическая база, а затем уже разрабатывается некая технология в определенном направлении или отрасли. В данном же случае произошло все в обратном порядке: в начале (1988 г.), были разработаны некие приемы, на основе которых появились практические алгоритмы. Для этого необходимо было получить правильный ориентир поиска этих приемов, он был получен с помощью Ю.М. Отряшенкова, основателя лаборатории «Физиологии пения и акустики» ГМПИ им. Гнесиных, кандидата технических наук (подробнее см. ниже). Этот ориентир касался нахождения неких механизмов звукоизвлечения на медных духовых инструментах. Тогда еще не было какого-либо звукового (качественного) ориентира, на который можно было опираться в подобной разработке. Впервые эти приемы были апробированы на студентах Дальневосточного педагогического института искусств (Владивосток), и там же были разработаны первые алгоритмы.

В дальнейшем, они получили практическую апробацию в филиале ДМШ № 83 (в 1989 году, Москва) в качестве алгоритмов для медных духовых инструментов. В их основе лежали приемы: ”базинга” – “фальцета” – “полузвука”. Вначале они носили условные наименования звуковых режимов, затем они закрепились в качестве основных приемов в практических алгоритмах, которые впоследствии вошли в основу технологии СТОДИ.

Через некоторое время (в 1992 г.) был получен основной голосовой эталон и определилось его название – «Сферозвук». Оно родилось на основе теоретической базы технологии – Сферодинамики и послужило своеобразным толчком к формированию основных подходов к достижению этого эталона (1999 г.) на всех духовых инструментах. Появившиеся и проверенные на практике алгоритмы и послужили основой для разработки вышеуказанной технологии, которая полностью сформировалась к 2000 году. А в 2004 году была защищена диссертация на степень доктора философии (Наука и Искусство) в “Области управления в биологических системах”. Однако, в этой работе не было теоретического обоснования процесса звукообразования, в ней были лишь обозначены общие закономерности. Они, впоследствии и стали наиболее важными в разработке общей теории звукообразования а также для  определения точных механизмов  этого процесса в процессе выявления характеристик сферозвукового результата.

С созданием общей теории звукообразования, родилась новая, научно-обоснованная технология, взаимообусловленная (детерминированная) сложным взаимодействием всех психофизиологических механизмов и общими закономерностями звукообразования на всех духовых инструментах. На ее базе, оформлена патентная заявка на «Способ создания нового акустического пространства», и получена «Приоритетная справка от 10.02.2009 г., входящий № 006010, регистрационный № 2009104516».

Сферозвуковая технология поддержана инновационной (запатентованной) компьютерной технологией: – «Орфей[2]» в качестве индикатора качества звука на: духовых, струнно-смычковых инструментах а также при пении. Эти технология, наряду с другими компьютерными технологиями (например, технологии «Аполлон[3]») значительно расширяют пространство синестетического восприятия музыки и звуковых программ. В то время, как компьютерный комплекс «Карана[4]», определяет степень и качество влияния музыкально-акустических программ, как на слушателей, так и на исполнителей.

Все эти компьютерные технологии разработаны учеными-сотрудниками Международного клуба ученых (Санкт–Петербург). Основной задачей автора этого пособия является – вооружить (по П.В. Симонову [128,129]), т.е. обеспечить необходимыми знаниями и подготовить к восприятию Сферозвуковой технологии тех преподавателей, кто оказался вовлеченным в начальное звено музыкального образования в сфере духовых инструментов. И, конечно, тех, кто задался вопросом: как найти выход из заколдованного круга постоянно возникающих проблем в воспитании отечественных музыкантов: не только профессионалов, но и заинтересованных любителей? Именно любители могли бы создать тот необходимый гумусный слой для возрождения отечественной инструментально-духовой культуры А также, тех, кто решил выйти на осознание нового качества звуко-информационной среды (ЗИС[5]) и ее влияние, как на слушателей, так и на исполнителей.

Одним из аргументов в пользу «Сферозвуковой технологии для всех групп духовых инструментов” является то, что она успешно работает в классах духовых инструментов во многих городах России: Санкт-Петербурге, Подмосковье (в г. Пущино и г. Одинцово), Набережных Челнах, Кемерово, Новокузнецке, Северодвинске, Ростове на Дону, Владивостоке, Перми, Твери и в других городах, а также в странах СНГ (Минске, Астане). Известно о ней и в странах дальнего зарубежья: Германия (г. Дюссельдорф), Дания (Эссен) и Лондон (Великобритания).

Заслуживает также особого внимания факт того, что на протяжении нескольких лет используют в своей практике некоторые из алгоритмов СТОДИ: профессор Санкт-Петербургской Консерватории и специальной музыкальной школы при СПб Консерватории, Александра Михайловна Вавилина (класс флейты); преподаватель  ДМШ № 11 Санкт-Петербурга Галина Макарьевна Мюллер (класс гобоя); преподаватель класса саксофона и флейты Одинцовской ДМШ (Москва) Михаил Антонов; преподаватель класса медных духовых инструментов Новокузнецкого музыкального колледжа А.П. Кабанов (труба) и многие другие.

Автор желает всем, кто взял в руки это пособие, терпения в осмыслении его теоретической части и успешного освоения основных принципов “Сферозвуковой технологии для духовых инструментов” в работе со своими учениками, а также в собственной исполнительской практике. Если будут появляться вопросы по отдельным аспектам, просим обращаться к нему по указанному адресу Е-mail: govor47@mail.ru

Говор В.Н., руководитель и дирижер «Народного духового оркестра г. Старицы», преподаватель класса духовых инструментов ДМШ им. В.В. Андреева (г. Бежецк, Тверской обл.), автор “Сферозвуковой технологии для всех групп духовых инструментов” множества методических и научных разработок, направленных на «Гармоничное развитие личности», доктор философии (Наука и Искусство) в области “Управления в биологических системах”, Президент Балтийской Академии наук Экологии Культуры, действительный член Международного клуба Ученых и Общества психологов АН  РФ (г. Санкт-Петербург).

[1] В соответствии с результатами исследований  Б.В. Гладкова [26,28,29], Fletcher N.H. [154], Igarashi J., Koyasu M [189] и других.

[2] «Орфей» – компьютерная технология качественной оценки звука духовых, струнно-смычковых инструментов и голоса, применяется в индивидуальных и самостоятельных занятиях (запатентована и получен сертификат качества).

[3] «Аполлон» – компьютерная технология визуализации музыки, используется в процессе прослушивания музыки (запатентована и получен сертификат качества).

[4] «Карана» – компьютерная технология определения влияния музыкальных программ на организм (запатентована и получен сертификат качества).

[5] Основные положения формирования экологичных источников ЗИС см в исследовании В.Н. Говора [40].

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous