Эта статья появилась благодаря архивным изысканиям В.И. Сысоева, который любезно в  свое время предоставил мне данную информацию. Материал я посвящаю безвременно ушедшему другу Владимиру Ивановичу. Вечная ему память.

ЭтаИстория каменной Преображенской церкви села Красное насчитывает 218 лет. Казалось, что уже всё написано об этом храме. Но на свет появляются новые страницы её истории, которые найдены в Тверском архиве. Именно они дополняют  интересные сведения не только об уникальности древней церкви, но и раскрывают нам некоторые подробности начального периода строительства храма старицкими помещиками-меценатами.

Со второй половины XVIII века владельцем усадьбы Красное стал Марк Фёдорович Полторацкий (1729–1795) – первый директор придворной певческой капеллы, который в 1763 году был пожалован в потомственное дворянство, а в 1783 году  произведён в действительные статские советники, что приравнивалось к генеральскому званию.

Жена его Агафоклея Александровна (1737–1822) происходила из рода тверских помещиков Шишковых, чьи имения находились в Новоторжском уезде Тверской губернии. Полторацкая была незаурядной личностью: и в Петербурге о её богатстве, хозяйской хватке, а также жестокости и самодурстве, слагались легенды. Она жертвовала на монастыри, строила храмы, помогала бедным. Эти её качества проявились и при возведении знаменитого Преображенского храма в Красном.

С 1780-х годов в Красном начинается большое строительство. И началось оно с церкви. В 1783 году М. Ф. Полторацкий обратился к епископу Тверскому Арсению с ходатайством о разрешении построить новую каменную церковь в селе: «… Епархии Вашего преосвященства в Старицком уезде вотчине моей в селе Красном имеется деревянная ветхая церковь Обновления храма Воскресения Христова, которую я имею намерение переправив, перенести на другое место, где отведено будет на погребение умирающих, а вместо той имею желание вновь поставить каменную во имя Вознесения Христова, что светлым именуется праздником, и поставить собственным моим коштом по способности места положения, не отдаляя однако ж от жительства…».

Резолюция епископа была следующая: «1783, мая 30 дня. Справить о церкви, о числе дворов, о прихожанах и о прочем представить. Арсений».

Духовной консисторией была подготовлена справка: «В благочинных ведомостях Старицкого уезда 1782 года в селе Красном показано: Церковь деревянная, поименованная Воскресения Христова, без приделов, в ветхости, утвари довольно, построена в 1720 году. Священник, диакон, дьячок и пономарь – по одному. Приходских 287 дворов…».

13 июня 1783 года епископ Тверской и Кашинский Арсений даёт благословение: «… Как уповательно, что и прочие прихожане в добром намерении и желании о построении вместо старой деревянной новой каменной церкви и в прочем как изображено в прошении вотчинника господина Полторацкого будучи согласны, чего ради по выше писаному прошению с божией помощью исполнить именем господним благословляю, о чём для надлежащего прихожанам объявления и по согласному их желанию исполнить и послать к благочинному указ».

Однако по какой-то причине храмоздательная грамота на строительство храма не была выдана, и оно не началось ни в 1783, ни в 1784 году. К этому времени сменился глава Тверской епархии.

И 21 июля 1785 года Марк Фёдорович обращается уже к новому архиепископу Иоасафу: «… В вотчине моей селе Красном имеется ветхая деревянная церковь во имя славящего восшествия Христова… Того ради Ваше Преосвященство покорно прошу выше показанную деревянную церковь в разобрании и опять собрании, также и поставлении каменной церкви дать мне Вашу архипастырскую грамоту…».

30 июня 1785 года храмоздательная грамота на сооружение новой церкви была Полторацкому, наконец, выдана.

Было решено построить церковь, аналогичную знаменитой Чесменской церкви, сооружённой в 1777-1780 годах по повелению Екатерины II архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном близ Петербурга. Вероятно, супруга Марка Фёдоровича Полторацкого Агафоклея Александровна, буквально боготворившая императрицу, надеялась сооружением церкви, являвшейся полной копией Чесменской, ещё раз обратить на себя внимание Екатерины II и добиться её благорасположения. Кстати, ещё один аналогичный храм был построен в 1780 году по проекту Ю. М. Фельтена в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии.

Строительство храма осуществлялось попечением и иждивением А. А. Полторацкой на протяжении пяти лет, и было закончено в 1790 году, к 20-летию Чесменского сражения, однако освящение его во имя Преображения Господня состоялось только через 13 лет, 21 июля 1803 года. Оно было осуществлено архиепископом Тверским и Кашинским Павлом.

Согласно описи, составленной в 1848 году, «… церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длиною и шириною по 10 сажен. Стены сей церкви как изнутри, так и снаружи, оштукатурены и окрашены, снаружи – по гладким местам, жёлтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою… Пол в церкви и алтаре каменный, некрашеный. Во всей церкви вообще 11 окон, а именно: в кумполе 4, над западной дверью одно круглое и внизу 6, а в окнах 11 рам из соснового дерева со стёклами, внизу укреплены железными решётками, и над дверьми три окна треугольные с решётками. На церкви одна глава с четырьмя по сторонам её башнями, из коих в каждой по 4 без рам окна, крыты железом и окрашены чёрною краскою. По углам вокруг главы восемь, вокруг башен по 4, а вокруг всей церкви по краям крыши 16 каменных белых фигурных столбцов. На главе и башнях кресты медные, фигурные, восьмиконечные, с полумесяцем внизу (по метрике 1887г. – шестиконечные с полулуниями), окрашены жёлтою краскою. Крыша на церкви железная, на стропилах деревянных, окрашена чёрною краскою. Входные двери в церковь с трёх сторон, деревянные, растворчатые, окрашены дикою краскою, с личинами внешними, внутренними замками и железными крюками.

Крыльца каменные не крытые. Колокольни не имеется, а 4 медных колокола весом 50 пуд. 20 ф. (812 кг), 16 пуд. 27 ф. (267 кг.), 1 пуд 39 ф. (20 кг.) и 1 пуд 2 ф. (17 кг), отлитые в Москве, висели на двух поверх церкви западной и северной башнях».

При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов – одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого с крестом в руках, над ними пирамиды высотой 120 см.

Цоколь, узорные детали фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигуры Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также главы и вимперги с шатровыми завершениями выполнены из старицкого белого известняка, что придаёт зданию особенную изысканность.

Внутри церкви на дубовом необлачённом престоле находился жёлтый атласный антиминс, освящённый в 1802 году Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. Петербургской Духовной Академии Д. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во храм, Христа Спасителя, Преподобного Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и Святителя Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле, окружённого девятью Ангельскими ликами, выше был изображён господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Святую Варвару, в вызолочённой овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 года описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведён карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле его гладкое и всё вызолоченное».

Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила Агафоклея Александровна Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решётчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом «БОГ» над ними. Большой оригинальностью отличались и другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображён благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Святого Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных – Святого пророка Моисея со скрижалями. Над вратами, соответственно, помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Святого Николая и Святого Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окружённое иконами 12 Апостолов (включая Апостола Марка – вероятно, небесного покровителя строителя храма Марка Фёдоровича Полторацкого) и Святого пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими.

С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа – икона Святого Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в деревне Маслово Красновского прихода. Выделялось «очень ценное паникадило» — хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольные креста и образы Святого Николая Чудотворца и Святого Тихона Задонского в алтаре (старина последней, впрочем, сомнительна, учитывая время канонизации Святого Тихона – 1861 год). Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Великомученика Георгия и Святого Николая, хоругви с изображениями Богоявления и Святого Николая, Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 года, Минеи 1754 и 1796 годов, Требники 1698 и 1754 годов и Творения Святых Отцов.

Агафоклея Александровна Полторацкая пожертвовала новой церкви два литургических набора, два Евангелия, в том числе одно (1800 года) – обложенное серебром, и две ризы.

Церковная утварь из прежнего храма в большинстве своём была перенесена в часовню деревни Кушниково, а на месте старого храма впоследствии установили «столб-часовню».

В 1822 году умерла Агафоклея Александровна Полторацкая.

Своим завещанием она закрепила усадьбу Красное за сыном Александром Марковичем, который поселился здесь ещё в 1810 году, сразу после ухода в отставку.

В 1824 году вокруг церкви во имя Преображения Господня Александром Марковичем была устроена каменная ограда с деревянной решёткой. Полторацкий в прошении на имя Иона, Архиепископа Тверского и Кашинского, писал: «… Старицкого уезда в селе Красном при вотчине моей каменная церковь во имя Преображения Господня, построенная покойною моею родительницею, благолепием и имуществом своим против прочих церквей достаточна, но оградою не обнесена, на обнесение коей приличною её зданию оградою, я положил твёрдое намерение собственным своим иждивением, не касаясь ни мало церковной суммы, приступить к строению оной точно с Архипастырского Вашего благословения.

Почему и прошу сию церковь приличною её зданию оградою дозволить мне обнести. Апреля 25 дня 1824 года»

На прошении резолюция от 8 июня 1824 года: «Согласно желанию просителя ограду обнести кругом церкви на собственное его иждивение благословляется».

После смерти Александра Марковича Полторацкого в 1843 году село Красное и деревня Слобода, в которых насчитывалось 99 крепостных крестьянских душ мужского пола, достались его дочери Прасковье.

Дочь А. М. Полторацкого Прасковья Александровна в Красном появлялась редко – она жила в Москве, в собственном доме, который находился в Лёвшином переулке. Всеми делами в усадьбе вершил управляющий. Имение неоднократно закладывалось в Московском опекунском совете, последний раз – в 1856 году.

29 декабря 1859 года П. А. Полторацкая продала село Красное с господским домом, службами, садом и мукомольной водяной мельницей, а также деревню Слободу отставному коллежскому советнику Борису Васильевичу Костылёву (1801–1871).

Потом усадьбой владел его сын Борис Борисович. Он был врачом, служил в Тверской губернской земской больнице, а после отставки стал практиковать на дому. Для этих целей на первом этаже усадебного дома в Красном им был оборудован медицинский кабинет.

В 1901 году Б. Б. Костылёву пришлось брать ссуду в Государственном Дворянском земельном банке для приобретения новой сельскохозяйственной техники. Была произведена оценка имения – она составила 181218 рублей. Своевременно погасить ссуду Костылёву не удалось, и, начиная с 1905 года, имение несколько раз выставлялось на торги. Наконец, в декабре 1910 года на очередных торгах его купила сестра Б.Б. Костылёва Анна Борисовна, тем самым сохранив имение за семьёй.

Вскоре после начала Первой мировой войны Б. Б. Костылёв организовал в верхнем этаже господского дома в Красном госпиталь для больных и раненых воинов на 50 коек, а сам стал его заведующим. Кроме того, он передал для нужд этого медицинского заведения кухню, прачечную и помещение для медицинского персонала. До 1918 года работал в Красном этот госпиталь. 1 декабря 1917 года Костылёв был арестован, через некоторое время освобождён, но в Красное больше не возвращался.

В 1931 году была закрыта Красновская Преображенская церковь. Колокола храма уничтожили, ограду сняли и, по воспоминаниям старожилов, поставили вокруг городского сада в городе Старице. До 1998 года колхоз использовал церковь под склад.

12 июля 1998 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, в селе Красном открылся  Преображенский храм.


 

 

От admin

Один комментарий к “Красивая церковь села Красное”
  1. Здравствуйте, ищу данные о Евгении Костылевой, барыне, проживающей в Опочецком районе в начале 20 века. По имеющимся данным — была женой врача и в 1915 году уехала в Европу. Буду благодарна любой информации. Анна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Powered by Moblie Video for WordPress + Daniel Watrous